К XXI веку появились куклы очень похожие на людей. Это реборны — игрушка, которую с трудом можно отличить от младенца. В России реборны пользуются особой популярностью у коллекционеров и фотографов. А вот готовы ли простые петербуржцы к встрече с таким малышом?
— Я думала, что это маленький ребёнок.
— Не пугает ли вас такое сходство?
— Нет, нисколько, меня мама с ребёнком вообще никогда не пугает. Это очень классно, это очень здорово.
— Страшно, потому что она может ожить сейчас и задушить тебя.
— Со стороны у меня было ощущение, что у вас ребёнок. И у меня возникал огромный вопрос, что тут происходит? Думал, вы какое-то реалити-шоу снимаете.
Для родителей — это отличный опыт. Есть же всякие курсы, где учат менять подгузники и прочее.
— Да и вообще держать даже ребёнка правильно, это ведь тоже важно. Головку надо придерживать, он маленький ещё. Кто это делает такие красивые?
Юля Чеснокова,корреспондент: Ну что, мы с этой куклой-реборном будем учиться, как же правильно держать маленьких детей, а вам пока расскажем, кто и как в Петербурге создаёт таких необычных кукол. Дай-ка, я тебе соску поправлю.
Знакомьтесь, Анастасия Федулова. Кукол любит с детства. Теперь от коллекционирования перешла к созданию. Малышу Оскару на вид всего три месяца. А для того, чтобы изготовить такую правдоподобную куклу-реборна потребуется не меньше 30 дней.
Анастасия Федулова,мастер-реборнист: Очень часто люди заказывают кукол похожих на себя в детстве по своим детским фотографиям. Либо просто у человека есть определённые предпочтения. Например, очень много есть версий принцессы Шарлотты. Там она и спящая в детстве, и с открытыми глазами, когда ей три месяца, когда полгодика, когда годик. Вот это как раз версия одиннадцатимесячной Шарлотты от скульптора Лауры Ли Иглз. Вот такой Шарлотты около тысячи на весь мир.
У такого пупсика в современной жизни, кстати, огромный функционал. Реборны легко поднимают продажи товаров в детских магазинах. На съёмках кино заменяют собой настоящих младенцев. Будущие родители тоже могут готовиться ко встрече с собственным малышом с помощью реборна.
Надежда Степанова,семейный психолог: Он как живой. Он с определёнными чертами лица. Он очень индивидуальный. И мы не знаем, какая мама: она может впечатлиться, и когда она рожает ребёнка, ребёнок у неё рождается другой. И у неё эти два образа не бьются. И это может привести к неприятным последствиям как таковым.
Опасения психологов не напрасны. На Руси, например, куклам никогда не придавали человеческих черт.
Александр Терюков,старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого: Кукла в традиционной культуре была без лица. Считалось, кукла не должна быть копией человека. Здесь мы восходим к проблеме магии. Ребёнка можно тоже как бы заколдовать, навести порчу. Это же перекладывалось и на куклу. Потому что кукла становится как бы прототипом ребёнка реального. И эту куклу надо было оберегать.
В XVIII веке появились куклы с фарфоровыми лицами. Такую роскошь позволить себе могли лишь царские дети и отпрыски высшей знати. Современный же реборн даёт возможность играть в куклы уже взрослым. И пока одни с удовольствием переодевают своего винилового пупса по пять раз на дню, другие недоумевают, неужели, древняя магия в силе? И стоило только куклам присвоить себе человеческие лица, как их владельцев и в самом деле будто околдовали?