Современное искусство часто упрекают за то, что оно утратило очевидную посторонним мастеровитость. То есть бросающийся в глаза долгий труд, который требуется не только для того, чтобы создать что-то, но просто для того, чтобы так создавать научиться.

«И опыт, сын ошибок трудных и гений парадоксов друг» как то неочевидны в концептуальных ворохах обломков и огрызков. Невольно мелькнет мыслишка — так ведь и я могу. Это — результат того, что задачей художника стало выражение мира, а не его изображение.

Ремесленная и творческая часть мастерства перестали шагать рука об руку. К счастью, не разошлись совсем — например, в культурах, где традиция не делает разницы между искусством и ремеслом — на Востоке.

В этой связи очень показательной была выставка корейских художников, перед самым карантином прошедшая в Эрмитаже с очень точным названием «Романтика и усердие». В работах корейских художников производит впечатление именно — вдумчивое, сосредоточенное и ответственное отношение к труду, воплощающееся в техниках ремесел, требующих сотен человеко-часов.

Учившаяся у портнихи с рынка Йонинг Хонг достигла фотографической точности своих вышивок, воспроизводящих даже царапины с исторических снимков.

Правда, вышивка — перспективное направление для гибридизации современного искусства. Петербургский дизайнер Александр Браулов уже долгое время переосмысляет так архитектуру авангарда. В концептуальные стежки вглядывалась корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Орловская.