ВАРВАРА ФЁДОРОВА.корреспондент:
Музыканты шутят, что орган — это единственный инструмент, имеющий постоянную прописку. Не мудрено, ведь масштабы его так велики, что внутри него есть комнаты с потолками и лестницами. Сегодня пройдёмся по нескольким петербургским адресам этих величественных инструментов. А начинаем мы нашу экскурсию прямо внутри органа Академической Капеллы.

 Он занимает четыре этажа и насчитывает три мануала (то есть три клавиатуры), 57 регистров, и почти четыре с половиной тысячи труб. Около ста лет назад у этого гиганта случился переезд. Изначально инструмент изготовили для Голландской Реформатской церкви, в 1891 году. В Капелле же он прописался только к двадцать седьмому.

ЮРИЙ ГАНИН,органный мастер Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга:
На самом деле, ниша для органа существовала изначально при построении здания капеллы. К сожалению, тогда Леонтию Бенуа не дали разрешение на постройку этого органа. Но орган из голландской церкви вписался сюда очень хорошо.

Сегодня орган Капеллы — это бренд.

Как голос у скрипки Страдивари — можно сравнивать, абсолютно идентично. Орган Капеллы. Скажем так, премиальный звук.

А вот у органа, расположившегося в Базилике Святой Екатерины на Невском проспекте звук не такой премиальный, зато — обслуживание дешевле и проще, а почитателей — хоть отбавляй. Этот орган электронный, и серебристых массивных труб вы здесь, увы, не увидите.

НИКОЛАЙ РАДЕЦКИЙ,куратор органных концертных программ:
Скажу сразу: трубы есть, но они не здесь. Они разбросаны по городам Голландии, Бельгии, Франции. Перед нами цифровой орган: звук каждой из более чем трёх с половиной тысяч труб записан так или иначе в каком-то настоящем органе, сохранен в памяти компьютера и распределяется по 26 каналам в 26 акустических систем, что имитирует звучание корпуса реального инструмента.

Ещё один — маленький, но весьма примечательный, двухмануальный орган на 800 труб находится в Храме Лурдской Божией Матери.

ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА,доцент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Этот инструмент очень романтический по звучанию. Конечно, во второй половине двадцатого века,  строятся универсальные инструменты, на которых можно играть музыку разных эпох. Она звучит хорошо, но универсально и усреднено. Этот инструмент, если так можно выразиться, породистый. Он специально был создан для исполнения романтической музыки с яркими эмоциями, он очень красочный, у него очень необычные по звучанию тембры, поэтому очень интересный инструмент.
АЛЕКСЕЙ ПОПОВ,хранитель органа и органист Храма Лурдской Божией Матери:
Розовые — это регистры второго мануала, белые — это регистры второго мануала. Есть такой регистр, например — Вокс Челеста — Голос неба.  — очень необычный. А есть, например, гобой, как оркестровый.

Органы способны имитировать любой инструмент оркестра, а некоторые — даже человеческий голос. Но чтобы услышать это, нам придётся перенестись из Санкт-Петербурга в Калининград. Там, в Кафедральном соборе, находится самый большой в России орган. И говорят, что этот рекорд ещё долгое время никто не сможет побить. Впрочем, он уникален не столько размерами, сколько насыщенным, красочным звуком.

МАНСУР ЮСУПОВ,титулярный органист Калининградского кафедрального собора: 
То, какой эффект производит… Можно, конечно, попытаться научно объяснить, но мне кажется, здесь есть магия своя — органного звучания.Орган такой инструмент — не зря же всегда его использовали в литургиях, в католической, в лютеранской церквях — органное звучание конечно возносит человека ввысь  кто-то может перенестись в космос мысленно, кого-то натолкнет на религиозные чувства тёплые

Особенно остро ощущающиеся под Рождество. Когда каждый из нас ждёт большого или маленького чуда. Им может стать новое музыкальное впечатление.