ВАРВАРА ФЁДОРОВА.корреспондент: Музыканты шутят, что орган — это единственный инструмент, имеющий постоянную прописку. Не мудрено, ведь масштабы его так велики, что внутри него есть комнаты с потолками и лестницами. Сегодня пройдёмся по нескольким петербургским адресам этих величественных инструментов. А начинаем мы нашу экскурсию прямо внутри органа Академической Капеллы.
Он занимает четыре этажа и насчитывает три мануала (то есть три клавиатуры), 57 регистров, и почти четыре с половиной тысячи труб. Около ста лет назад у этого гиганта случился переезд. Изначально инструмент изготовили для Голландской Реформатской церкви, в 1891 году. В Капелле же он прописался только к двадцать седьмому.
ЮРИЙ ГАНИН,органный мастер Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга: На самом деле, ниша для органа существовала изначально при построении здания капеллы. К сожалению, тогда Леонтию Бенуа не дали разрешение на постройку этого органа. Но орган из голландской церкви вписался сюда очень хорошо.
Сегодня орган Капеллы — это бренд.
Как голос у скрипки Страдивари — можно сравнивать, абсолютно идентично. Орган Капеллы. Скажем так, премиальный звук.
А вот у органа, расположившегося в Базилике Святой Екатерины на Невском проспекте звук не такой премиальный, зато — обслуживание дешевле и проще, а почитателей — хоть отбавляй. Этот орган электронный, и серебристых массивных труб вы здесь, увы, не увидите.
НИКОЛАЙ РАДЕЦКИЙ,куратор органных концертных программ: Скажу сразу: трубы есть, но они не здесь. Они разбросаны по городам Голландии, Бельгии, Франции. Перед нами цифровой орган: звук каждой из более чем трёх с половиной тысяч труб записан так или иначе в каком-то настоящем органе, сохранен в памяти компьютера и распределяется по 26 каналам в 26 акустических систем, что имитирует звучание корпуса реального инструмента.
Ещё один — маленький, но весьма примечательный, двухмануальный орган на 800 труб находится в Храме Лурдской Божией Матери.
ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА,доцент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Этот инструмент очень романтический по звучанию. Конечно, во второй половине двадцатого века, строятся универсальные инструменты, на которых можно играть музыку разных эпох. Она звучит хорошо, но универсально и усреднено. Этот инструмент, если так можно выразиться, породистый. Он специально был создан для исполнения романтической музыки с яркими эмоциями, он очень красочный, у него очень необычные по звучанию тембры, поэтому очень интересный инструмент.
АЛЕКСЕЙ ПОПОВ,хранитель органа и органист Храма Лурдской Божией Матери: Розовые — это регистры второго мануала, белые — это регистры второго мануала. Есть такой регистр, например — Вокс Челеста — Голос неба. — очень необычный. А есть, например, гобой, как оркестровый.
Органы способны имитировать любой инструмент оркестра, а некоторые — даже человеческий голос. Но чтобы услышать это, нам придётся перенестись из Санкт-Петербурга в Калининград. Там, в Кафедральном соборе, находится самый большой в России орган. И говорят, что этот рекорд ещё долгое время никто не сможет побить. Впрочем, он уникален не столько размерами, сколько насыщенным, красочным звуком.
МАНСУР ЮСУПОВ,титулярный органист Калининградского кафедрального собора: То, какой эффект производит… Можно, конечно, попытаться научно объяснить, но мне кажется, здесь есть магия своя — органного звучания.Орган такой инструмент — не зря же всегда его использовали в литургиях, в католической, в лютеранской церквях — органное звучание конечно возносит человека ввысь кто-то может перенестись в космос мысленно, кого-то натолкнет на религиозные чувства тёплые
Особенно остро ощущающиеся под Рождество. Когда каждый из нас ждёт большого или маленького чуда. Им может стать новое музыкальное впечатление.