Ключевые моменты истории великого театра – в обзоре Андрея Федорова.

25 апреля 1849 года на Театральной площади, на месте нынешнего Мариинского театра, открывается цирк с двумя конюшнями. На манеже – итальянская труппа под руководством Александра Гверры. Выступления были настолько популярны, что, по одной из версий, спекуляция билетами в России началась именно отсюда.

26 января 1859-го в цирке случился большой пожар. Разрушенное здание по указу Александра II перестраивают под оперу. Как тогда писали, «по всем правилам оптики и акустики». Называют новый театр в честь жены российского императора Марии Александровны.

2 октября 1860-го. На сцене первая оперная постановка Михаила Глинки «Жизнь за царя». Хотя изначально автор хотел назвать произведение по имени главного героя – Иван Сусанин. По политическим причинам оно было востребованным только после революции. Тогда крестьянин Иван стал комсомольцем, а слова переписали.

3 января 1890-го года в Мариинском театре ставят «Спящую красавицу» Петра Чайковского. По мнению многих критиков, с нее начинается эпоха русского балета. Руководителю труппы –Мариусу Петипа – уже 72 года. Но он только начинает создавать шедевры.

Ведущие партии во многих постановках Петипа отдает итальянским балеринам. Только они в то время славились «техничными ногами» и знали секрет 32-х фуэте, которые до сих пор поражают зрителей.

Все меняется с появлением Матильды Кшесинской, которая повторяет стремительные повороты, обходит всех соперниц и завоевывает внимание публики. В том числе, наследника императорского престола Николая II.

22 ноября 1909-го. В здании Мариинского театра происходит событие, которое в прессе назовут «Пощечиной чести». Поссорились два поэта: Николай Гумилев и Максимилиан Волошин.

«Волошин, не произнося ни слова, размахнулся и изо всей силы ударил Гумилева по лицу могучей своей ладонью. Сразу побагровела щека Гумилева и глаз припух. Он бросился было на обидчика с кулаками. Но его оттащили…» – из воспоминаний Алексея Толстого.

Литераторы не поделили внимание поэтессы Елизаветы Дмитриевой. Дуэль состоялась на Черной речке. Но обошлось без жертв. Гумилев промахнулся, пистолет Волошина дал осечку. Дмитриева через два года вышла замуж за другого мужчину.

9 ноября 1917 года Мариинский театр объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения. Многие артисты уезжают за границу. А ложи заполнил рабочий класс.

«Солдаты и рабочие принесли с собой в оперу оружие и каждые пять минут просили оркестр сыграть русскую Марсельезу. Это было зрелище, которое я никогда не забуду». Из воспоминаний Дональда Томпсона.

С 1934-го театр получает имя революционера Кирова. Вместе с новым названием на сцене появляется уникальный реквизит. Двухсотлетний колокол, сорванный с одной из церквей и выловленный в Крюковом канале.

19 сентября 1941, на 11-й день блокады Ленинграда, в здание Кировского театра попадает 250- килограммовая фугасная бомба. Сцена уцелела, уникальная мебель зрительного зала и часть инструментов превратились в пыль. Оставшиеся в городе артисты выступают на других площадках.

Реставрацию здания, в которое попало 19 снарядов, начинают еще во время блокады. В августе 44-го под звук молотков и запах краски, здесь возобновляются репетиции.

В 1970-м в театре начинается очередная масштабная реконструкция. Под полом оркестровой ямы строители находят битые осколки хрусталя. И выбрасывают их как мусор. Позже оказалось, что слой хрустальной крошки улучшал акустику в зале. Постоянные посетители театра уверяют: с тех пор звук изменился.

31 октября 2017-го на сцене Концертного зала Мариинского театра выступает Сергей Шнуров. Правда, петь рок-музыканту не дали. В опере «Бенвенуто Челлини» у него была исключительно разговорная роль. В прессе премьеру назвали «оперным хайпом».

Хотя современная Мариинка вовсе не про эпатаж. Это несколько сцен, талантливые артисты и богатый репертуар. Даже в эпоху коронавируса театр собрал в Интернете 25 миллионов зрителей со всего мира.