Почему в Петербурге тротуар превращается в полосу препятствий? Кто отнимает у нас драгоценные сантиметры пешеходного пространства? И как этому противостоять? Репортаж Антона Цумана.

Ситуация, которую часто можно наблюдать в центре Петербурга. Прохожие, которым не хватает места, чтобы разойтись. Пожилые люди, которые с трудом лавируют между многочисленных крылец, столбов и приямков. Вроде тротуар — пространство для пешеходов, которое пешеходам, по сути, не принадлежит.

С жителем Центрального района Ярославом Костровым осматриваем ставшее уже скандально известное крыльцо на Восстания. Изначально в объекте культурного наследия, Доме Егорова, его и в помине не было. В 90-е появилось небольшое крыльцо. А месяц назад нынешний собственник решил его отремонтировать. Сократив и так узкий тротуар.

Пытаемся прояснить ситуацию с представителями арендатора. Выясняем: отремонтировать крыльцо собственника обязала районная администрация. А вот собственник понял понятие «ремонт» по-своему.

Городские архитекторы при выдаче разрешения на ремонт черным по белому настоятельно предписывали выделить место для безопасного прохода. Но были проигнорированы. И лишь благодаря неравнодушию жителей района на это удалось обратить внимание Комитета по охране памятников.

А чтобы пристроить крыльцо по правилам, нужно сначала разработать проект, который должен быть утвержден в Комитете по градостроительству и архитектуре, или Комитете по охране памятников, если дом представляет историческую ценность. А если дом жилой, то необходимо и решение общего собрания собственников.

А пока получается так, что на узких тротуарах сложно передвигаться и здоровому человеку. Что уж говорить о тех, чьи возможности передвижения по городу и так ограниченны. Наш друг и коллега, корреспондент Юрий Кузнецов передвигается на «спецсредстве для маломобильных граждан», каждый поход в магазин превращается для него буквально в полосу препятствий.

Следующее крыльцо оставляет лишь 80 сантиметров для прохода. Да, по действующим нормативам на одну пешеходную полосу отводится 75 сантиметров, на бумаге. Но вот на практике даже малогабаритная коляска Юры с трудом вписывается в эти габариты.

Причины такой ситуации с тротуарами можно искать во многом, но главная — Петербург времен основания и Петербург сейчас — два совершенно разных города. По населению, привычкам и транспортным потокам.

Да и исторически тротуары появились как способ хоть ненамного избежать уличной грязи. Ходить допускалось в том числе и по проезжей части. А до революции самовольно пристроить крыльцо без «высочайшего одобрения» было попросту невозможно, уверяет петербургский архитектор Ксения Шарлыгина.

В Советское время, по словам заслуженного архитектора, такой проблемы не стояло. Жилье, даже на первом этаже, было на счету. Теперь это золотые квадраты бизнес-недвижимости. И у фасада дома, проект капремонта которого Ксения Шарлыгина разрабатывала лично, появилось дешевое крыльцо, которое она иначе как оскорблением не называет.

С урбанистом Стивом Каддинсом мы встретились в Биржевом Переулке. И здесь пройти по тротуару оказалось проблемой. На этот раз из-за автовладельцев. Их логика проста — раз у местной гостиницы есть галерея, значит, имею право встать на тротуаре.

По словам Стива, пешеходная проблема — болезнь почти всех европейских мегаполисов, которым в начале 20 века пришлось подстраиваться под автомобильное движение. Но сегодня в моде обратный тренд — наоборот, расширять тротуары, за счет сокращения проезжей части.

Да, невозможно просто взять и, что называется, одним махом расширить городские тротуары Петербурга. Да, невозможно просто взять и снести узаконенные 20 лет назад приямки и ступени 90-х и нулевых. Но уже сейчас есть очевидное решение – принять за правило, что драгоценные метры тротуара в Петербурге – в первую очередь для пешеходов, а не для бизнеса.