В современной редакции ПДД нет понятия электросамокат, гироскутер, сегвей. Есть просто «самокат», который относится к понятию «Пешеход». Что не мешает прибыльному бизнесу – в Петербурге действуют несколько крупных компаний с массовой арендой самокатов. Примерно 5000 единиц, аренда от 5 рублей за минуту. Репортаж Антона Цумана.
Ни документов, ни водительских прав такие сервисы проката не спрашивают. Инструктаж тоже не проводится. Заплатил, встал, поехал. Предполагается, что вся ответственность на совести арендатора. Что ж, попытаемся встроиться в поток.
А ехать-то как? Или это нарушение? Ответ на этот вопрос можно было бы найти в правилах дорожного движения. Но в существующей редакции понятие «электросамокат» отсутствует. Есть просто самокат, закрепленный в понятии «пешеход». А есть понятие «мопед», по описанию тот же электросамокат. Но как уверяет автоэксперт Дмитрий Попов, не одно и то же.
Так что оштрафовать, скажем, за опасное вождение пользователя электросамоката нельзя. Да и отдельной статистики по ДТП с участием электросамокатов нет, уверяют представители городского управления ГИБДД. А закон, который заполнит пробелы в ПДД, еще только готовится к рассмотрению.
И это обстоятельство никак не мешает выгодному бизнесу. По оценкам, эту благодатную нишу в Петербурге оперативно начали осваивать сразу несколько московских компаний. Тариф — от 5 рублей за минуту, помножить хотя бы на 1000 самокатов, получим прибыль в миллионы рублей ежедневно. Ценой безопасности пешеходов. Ведь, как говорят врачи-травматологи, чем выше скорость, тем серьезнее травмы.
А вот как решают эту проблему за границей. Власти Великобритании формально до сих пор запрещают электросамокатам выезжать на улицы города. Пока рассматривают закон о том, чтобы приравнять их к автомобилистам. В Германии, например, такой подход действует еще с прошлого года.
Житель Германии, блогер Евгений Амбур по нашей просьбе проехался по улицам Франкфурта. Здесь, как и в Петербурге, можно взять самокат напрокат, но движение по тротуарам запрещено, водительские права обязательны, а за движением тщательно следят специальные отряды дорожной полиции.
Выделенные дорожки – пока единственная возможность передвигаться на скоростных самокатах и гироскутерах относительно безопасно. По мнению урбанистов, они, наряду с велосипедом, так называемый «транспорт последней мили», на котором легко можно доехать до работы или от метро до дома. И чтобы подружить этот транспорт с Петербургом, без велоинфраструктуры не обойтись.
Но это уже будущее. А в настоящем ситуацию можно спасти культурным подходом к вождению. Причем в самом прямом смысле. В Музее Ахматовой в Фонтанном доме экскурсии по Петербургу Серебряного века начинаются прямо из музейной сегвейной.
И пока такая культура управления средствами индивидуальной мобильности не стала всеобщим правилом, пока законы не успевают за новой транспортной модой, каждый, выходя на улицу, получается, рискует здоровьем и жизнью. А бизнес продолжает получать с этого прибыль. С четко фиксированным поминутным тарифом.