Как вместо исторических окон появляются новые двери, крыши превращаются в мансарды, а фасады меняют цвет? Самые обидные потери – в сюжете Евгении Альтфельд.
Юрий Зинчук,ведущий: «И в продолжение темы. Давайте теперь пройдём по городу и посмотрим, как собственники или хамоватые арендаторы приспосабливают для своих бытовых или коммерческих целей наши дома. Наши крыши, подвалы, фасады. Не спрашивая нас. Не задумываясь о том, как это отразится на внешнем виде домов. Они берут и поступают в соответствии с простым и очень циничным принципом «А мне так надо. Мне так удобно. Мне так выгодно». Евгения Альтфельд покажет, как эта циничная и чаще всего незаконная позиция меняет облик нашего исторического Петербурга».
Евгения Альтфельд,корреспондент: «У многих петербуржцев есть свое любимое здание, которое нравится за его архитектуру, необычные детали. Мне нравится вот этот доходный дом Путиловой на Петроградской стороне. Но в эпоху пластиковых окон и незаконных мансард никто не гарантирует его сохранность».
Басков переулок, доходный дом страхового общества Россия. Памятник и рекордсмен по всевозможным нарушениям в области охраны. Еще недавно здесь было 5 ресторанов. И каждый приспосабливал под свои коммерческие нужды памятник архитектуры 1903 года постройки.
Дмитрий Ледовский,председатель совета жителей дома: «Арочный проезд, три окна справа, три окна слева. И что мы видим сегодня? Арочный проезд и вместо трех окон — замечательная дверь, которая очень подходит по стилю к дому-памятнику. И следующая дверь».
В несущих стенах рестораторы незаконно прорубили три новых проема, чтобы объединить помещения для залов на сотню гостей. Такая перепланировка, как правило, либо от несовершенства законодательства, либо просто от хамского отношения к городу. Здание трещинами, когда строители заделывали разлом на фасаде, испортили вид модной в начале 20 века терразитовой штукатурки. Стена в парадной пошла волной, даже голова кружится. В магазине первого этажа видно, как прогибается балка. Арендаторы не пожалели и оконные проемы, фасад потерял симметрию. Вот исторические окна высотой 245 см, а рядом – новодел 225 сантиметров. Разница в 20 сантиметров, поскольку кирпич дешевле стекла. Как это все стало возможно? Есть много схем, например, фальсификация протокола собрания жильцов. В котором свое согласие на перестройку здания-памятника дают покойники и малолетние дети.
А вот одна из самых резонансных историй последнего времени. На историческом фасаде здания 18 века напротив Летнего сада сначала появилась железная дверь. Так архитектор Евгений Герасимов оформил новый вход в свою квартиру. Ее заменили на деревянную, но суть не изменилась. И такое откровенно хамское отношение вызывает симметричный ответ.
А еще над дверью появилось современного вида окно, что совершенно меняет исторический облик дома 18 века.
Дмитрий Литвинов,активист: «По сравнению с железной дверью стало лучше. Но то, что появилось выше — странное окошко, оно портит всю конструкцию, сразу выдает новодел. Так не делали никогда».
Но дверью дело не ограничилось. Оказывается, с воздуха открываются еще большие масштабы варварского отношения к истории. Как видно на этих кадрах, вместо скатной исторической крыши — плоская терраса, покрытая плиткой. Судя по документам, крышу переделали в 2006 году, на ней успел вырасти мох. Значит вода не уходит, появляется влажность, крайне опасная для конструкций здания.
Так переоборудовать крышу можно лишь с согласия всех жильцов, что очень сложно. И никаких доказательств законности этих работ ни от одной из контролирующих организаций нам получить не удалось. Зато выход на собственную террасу с видом на исторический Петербург обосновывает стоимость элитного жилья. Квартира продается за 210 миллионов рублей.
Вот еще одни пример хамского отношения к нашим домам. Замена цвета фасада на первом этаже. На свой вкус.
Знаменитый дом с драконами на Зверинской улице. Начало 20 века. Вот так выглядел его фасад еще совсем недавно, неожиданный оттенок на старинном здании — выбор арендатора.
Ника Артемьева,активист: «Ателье платьев решило покрасить в девчачий розовый, жители были против этого розового цвета, сперва покрасило ателье, потом к ним присоединилось другое предприятие, было большое неравномерное пятно. И жильцы стали писать обращения в администрацию района и их обязали покрасить в соответствующий колерному бланку цвет».
Арендаторы портят, жители пытаются сохранить, своими силами они восстановили исторические печи с керамической облицовкой. Похожая ситуация и в доме 19 по проспекту Добролюбова, где жители еще с 90-х годов год восстанавливали роскошные интерьеры парадного входа с камином и колоннами. Теперь это любимая локация петербургских режиссеров, вот и сегодня здесь снимают фильм. И как же обидно было жильцам узнать, что без их ведома одно из окон старинного здания со стороны двора переделали в дверь. Для банкетного зала.
Рядом с крыльцом-новоделом на асфальте лежит кусок исторического гранита, который обрамлял фасад. Который уже сам по себе — объект охраны. Вот так, у нас на глазах архитектурное наследие Петербурга превращается в осколки. Но все больше горожан не могут оставаться безучастными и молчать. И это дает надежду на то, что Петербург будет сохранен. От фасада здания 18 века и латунной ручки на двери до исторических витражей.