Анна Орловская,корреспондент: Коронавирус опасен не только для здоровья! На фоне распространения эпидемии продажи бумажных книг в стране упали более чем на 70%. Эксперты утверждают – ситуация катастрофическая. Книжный бизнес в России на 23 состоит из малых и средних предпринимателей, многие из которых рискуют так и не открыться.
В новых условиях книжный бизнес оказался на грани выживания. Вынужденная практика показала: продажа изданий через интернет не смогла восполнить финансовые потери.
ВАДИМ ЛЕВЕНТАЛЬ,арт-директор книжного магазина: Если некоторые думают что интернет-торговля книгами заменяет посещение книжного магазина, ничего подобного. Книгу нужно прийти понюхать пощупать полистать. Покупка книги – это живой процесс, не механический. Книга – это не деталь для ванны, которую можно заказать в интернете, это сложная духовная конструкция Если у человека нет такой возможности, он просто книги не покупает.
Пусть глобальная сеть не помогла книжной индустрии материально, но смогла оказать моральную поддержку — многие магазины начали активно вести соцсети, чтобы потенциальный покупатель о них не забывал.
ПЛАТОН РОМАНОВ,владелец книжного магазина: От тысячи до полутора тысяч смотрят нас, но это немало, учитывая что в оффлайн собирается человек 30. Мы ещё не до конца оправились, молчание было условным, мы конечно не работали но много делали мероприятий, несколько раз в неделю проходили встречи с писателями, интервью.
А потому, как только в стране частично сняли ограничения, книжные магазины вздохнули с облегчением: они выстояли три месяца самоизоляции и вновь открыли двери для читателей. Правда, и их не обошли стороной новые условия посещения: обязательные маски и ограничение по количеству человек в помещении.
ВАДИМ ЛЕВЕНТАЛЬ,арт-директор книжного магазина: По регламенту у нас полагается не больше 40 человек одновременно у нас никогда не бывает к много людей это не продуктовый магазин но приходят они надолго остаются на час полтора листают книги пьют кофе.
Но как соблюдать обязательную дистанцию в 1,5 метра, если магазин и так невелик?
ПЛАТОН РОМАНОВ,владелец книжного магазина: Все просто соблюдали расстояния и всё.
Правда, несмотря на то, что в первые дни после открытия был аншлаг, поток посетителей существенно снизился. Многих пугает не только риск заразиться опасным вирусом, но и другое обстоятельство — не ударил ли ковид-19 по ценам на книги?
Анна Орловская,корреспондент: Одни представители отрасли отмечают, что стоимость печатных изданий станет ниже, другие уверены в обратном – цены взлетят настолько, что книги могут стать «предметом элитарного потребления».
ВАДИМ ЛЕВЕНТАЛЬ,арт-директор книжного магазина: Да, цены на книги будут расти, но они и растут последние годы. У нас растут цены потому что у нас падают тиражи потому что у нас очень мало книжных магазинов, книги негде распространять и книжный рынок чудовищно монополизирован Люди хотят покупать книги и хотят их читать, только они очень дорогие, потому что, в сущности, на весь Петербург на 5-миллионный город у нас не больше 10 магазинов, если говорить всерьёз.
Сегодня убытки отрасли оценивают в более чем 15 млрд рублей. В вынужденном положении Книжный союз обратился с открытыми письмами к правительству с просьбой спасти книжный бизнес.
ПЛАТОН РОМАНОВ,владелец книжного магазина: Мы уже восстанавливаемся. Будем держаться до последнего. Цены вырастут, ну да, ряд каких-то явлений изданий не выйдет. Переживём! Мы и не такое переживали.
Анна Орловская,корреспондент: Сейчас, даже с наступлением частичного снятия ограничений, книжному бизнесу придется существовать в очень жестких условиях. Но, несмотря на всю сложность ситуации, на полках начали появляться новинки. Независимые магазины призывают читателей не дать им покрыться пылью.