Евгения Чиркова,корреспондент:

Иван Теребенёв мечтал быть живописцем. Но судьба решила пошутить и отправила его в карикатуристы. Иван Иванович стал известным благодаря своей сатирической графике, посвящённой Отечественной войне 1812-го года. Выразительные, остроумные карикатуры высмеивали Наполеона и его армию. Восхваляли храбрость и подвиги русского народа.

Иногда рисунки сопровождались афоризмами или диалогами. Например:

«Наполеон учит сына своего бегать. Наполеон: «Привыкай, сын мой, наука беганья нужнее для династии Наполеоновой нежели наука царствования».

На счету Теребенёва более 50 сатирических изображений. Благодаря ему политическая карикатура в России стала самостоятельным жанром.

Хотя многим Иван Теребенёв известен, в первую очередь, как скульптор. С пяти лет мальчик воспитывался в Императорской Академии художеств. Его дипломной  работой стал барельеф «Полтавская баталия» для памятника Петру Первому. В 1800-м году конную статую установили здесь – перед Михайловским замком.

Император, шпагой указывающий в сторону бегущих шведов. Фигуры гениев Победы. А в облаках —  рак – зодиак месяца, когда произошло сражение (27 июня 1709 года).

20-летний Иван мастерски вылепил барельеф. За работу он был удостоен  Большой золотой медали – наивысшей награды для студентов Академии художеств. 

И это был отличный старт в будущее. Его скульптурные изображения до сих пор украшают здание Адмиралтейства.

22-метровый горельеф «Восстановление флота в России». Нептун передаёт свой трезубец Петру Первому – в знак будущего владычества Российской империи над морями. Аллегорические изображения богинь и гениев Славы на фронтонах здания и над аркой Адмиралтейства тоже подарил нам Теребенёв. Так, мастер раскрывал тему военной и морской мощи России.

Несмотря на свой талант, Иван Теребенёв умер в нищете. Но его сын — Александр Теребенёв продолжил династию скульпторов. Именно он – автор знаменитых Атлантов, которые «держат небо» у входа в Новый Эрмитаж.