Служение муз не терпит суеты. Сейчас будет пара минут, чтобы спокойно и вдумчиво вглядеться в известный объект искусства. Сегодня мы выбрали картину из собрания Эрмитажа. «Сборщики податей» Маринуса ван Роймерсвале. Занимательности ради: помнить контекст времени, вернее исторический анекдот. Само занятие сборщиков налогов не вызывает у нас симпатий. Тут любопытно другое, что занятие это было прибыльным всегда. И занимались им самые разные люди. Зачастую очень интересные. Таким откупщиком, частным сборщиком податей, был великий французский химик Антуан Лавуазье. Прометей, который объяснил людям огонь. И, между прочим, что-то очень важное про жизнь. Знаете, говорят: «нельзя жить без любви». А без кислорода жить еще сложнее.
Лавуазье открыл кислород, понял, что жизнь – это медленное горение. Всякие интересные опыты, например, он полгода изучал, как горят бриллианты, он проводил на те самые доходы откупщика. И французской революцией ему это аукнулось. Надо сказать, что даже на гильотине он вел себя как ученый. Поручил слуге сосчитать: сколько раз моргнут глаза на отрубленной голове, чтобы люди знали время жизни мозга. 12 раз моргнули, но это апокриф. В этом вот русле непредвзято взглянем на сборщиков податей. Без готовых обобщений.
Картина «Сборщики податей» поступила в собрание Эрмитажа в составе английской коллекции сэра Роберта Уолпола в конце XVIII века. На протяжении долгого времени исследователи не могли установить, чей кисти принадлежит произведение.
В XVI веке в Антверпене сборщик податей – одна из популярных профессий. Именно сборщики и являются героями полотна Маринуса ван Роймерсвале. На столе слева стоит печать, справа – десяток собранных монет. Один оставляет гусиным пером запись в книге с кожаным переплетом, другой с подозрением смотрит, кажется, прямо на зрителя. Современники шутят: а ты заплатил налоги?
Особый интерес вызывают головные уборы персонажей. Считается, что это была или униформа сборщиков налогов того времени, или эта деталь костюма была просто скопирована с одной из картин Яна ван Эйка.
А вот еще интересная деталь – инвентарный номер. Что обозначает эта цифра, остается загадкой: номер коллекции Роберта Уолпола или коллекции Екатерины II?
Картину представили в Меншиковском дворце после очередной реставрации. Были удалены темный пожелтевший лак и наслоения. Она предстала перед зрителями в том виде, в котором была задумана самим Роймерсвале.