Ай эм материал герл — помните, как категорична была когда-то отщебетавшая ныне Мадонна. Земная красота не вечна, если не остается в искусстве. В Этнографическом музее этот образ вынесли в название выставки, посвященной изображениям женщин в искусстве народов.
Вообще, этнография поучительна на этот счет. Что только не делали с женщинами ради красоты. Китайцам, например нравились маленькие ножки — принцессам с детства бинтовали ступни, так что в итоге те не могли ходить. На острове Пасхи как могли вытягивали мочки ушей, а в Бирме — шею, так что без колец она не держала голову.
Далеко ходить не надо — европейские корсеты, которыми дамы XIX века утягивали талию в рюмочку, не давали дышать, любое волнение — обморок. В XX веке с той же целью просто выпиливали нижние ребра.
Театр жестокости действует и по сей день — достаточно вспомнить сложности, которые приносят каблуки. Кстати, а знаете зачем вообще носят каблуки? Очевидно, чтобы ноги казались длиннее. А зачем чтобы они были длиннее? А дело в любопытном геометрическом эффекте. Чем длиннее ноги, тем сильнее визуальный акцент на точку их бифуркации, так в математике называют место, где две линии сходятся в одну, или если хотите наоборот — откуда они растут. Притягивают взгляд противоположного пола. Вот как все устроено без поэзии. А если это так, то что такое красота и почему ее обожествляют люди? Ответы у Дарьи Патриной.
В современном мире, где художники и феминистки говорят, «пусть растут разные цветы», а модельеры устраивают фрик-шоу, показывая, что единых стандартов красоты быть не должно, эти стандарты, тем не менее, торжествуют. Индивидуальные черты лица стираются с помощью косметических операций, индивидуальные особенности фигуры нивелируются в спортивном зале. Женщины стремятся к «канону», даже тогда, когда, казалось бы, никто от них этого не требует. Оно и понятно: подобное стремление формировалось столетиями. Унификация женского образа – не порождение глобализации, а порождение традиционной культуры. Просто когда традиционных культур было много – было много и женских образов. Но внутри одного этносообщества все женщины должны были строго соответствовать!
Нагрудных украшений в праздничном наряде мордовской женщины еще килограмма на два. Попробуй с таким добром побегать – не получится. Поэтому ценилась в этой культуре плавная походка. И были каноном красоты полные крепкие ноги, которые еще и оборачивали онучами «ровно и толсто». «Ножка что чайная ложка» презрительно смеялись над тонкими ногами и во многих других культурах, предлагая женщинам носить высокие толстые носки или гетры – и можно сразу по две пары. В то время как на Кавказе, наоборот, воспевали изящные щиколотки и маленькие ступни – и женскую обувь создавали соответствующую.
Для девушек-невест и замужних женщин каноны были разными. Вот особого кроя жилет, подчеркивающий пышную грудь – такое позволительно после свадьбы. А рядом – корсет, который обязательно носили все девушки на Кавказе. До свадьбы – украшайся косами и венками, накручивай локоны на раскаленные гвозди, в замужестве – с непокрытыми волосами к людям не выходи. Перед приготовлением пищи – защити руки кольцами и браслетами. Зимой – обтирай лицо снегом. По праздникам – будь при параде. Традиционный мэйк-ап – цинковые белила (что надежнее) или мука (что несерьезно), и в качестве румян – сок свёклы или едкий сок марьиного корня.
О том, какой нужно быть, чтобы радовать глаз окружающих, девочки узнавали с детства. В возрасте 5-6 лет они получали в подарок куклу, которая становилась проводником традиционного в их обществе идеала женской красоты. Такие крестьянские «Барби» XIX века.
Как ни крути, а современная культура к женщинам куда как лояльнее. Можно выглядеть по-разному, не навлекая на себя презрение соплеменников. Но фокус в том, что даже отрицание эталона — лишь еще одно подтверждение тому, что он все-таки существует.