Недавно в нашем городе случилась музейная сенсация. Отчего-то оставшаяся почти незамеченной вне музейного сообщества. Исправим эту ошибку. В Петербурге обнаружилась картина голландца Геррита Мааса, загадочного и очень редкого художника. Всего в мире, до нынешней находки, было атрибутировано лишь две его работы. «Пейзаж в итальянском стиле» стал третьей, и он, по словам голландских искусствоведов, очень поможет в изучении наследия старых мастеров.
Но самое удивительное — это история обнаружения картины. В интерьере Мемориального музея-квартиры Пушкина полотно находилось с 1937 года, но не привлекало особого внимания специалистов. Разве что смущало, что в итальянский пейзаж вписана протестантская кирха, а герои облачены в совсем не итальянские одежды. Загадку удалось разгадать благодаря реставрации.
Музейная редкость сейчас представлена для всех посетителей Мойки, 12. Старые экспонаты «заиграли» по-новому и в Шереметевском дворце. В его постоянной экспозиции появились новые залы, объединившие память этого места с актуальными мультимедиа. Истории, которые рассказывают экспонаты, внимательно слушала Катерина Картузова, и теперь поделится с нами.
Фонтанный дом Шереметевых был одним из светских центров Петербурга, местом встреч и музыкальных салонов. На протяжении 30 лет Шереметевский дворец является одним из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Здесь располагается Музей музыки, в котором представлены инструменты со всего мира.
Наталья Метелица, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, заслуженный работник культуры РФ: «Мы очень много смотрели музеев музыки по миру. Есть, например, потрясающий музей Страдивари в Италии. Но там выстроено и приспособлено специально только для музейного пространства помещение. А у нас дворец. Вот сюда попробуйте войти с витринами, с мультимедийными средствами. Сегодня же все хотят не только смотреть, но и услышать, чуть ли не подойти потрогать. Вот в этих противоречиях сохранения дома и интерьерных предметов дворца, и тем не менее разместить в нем сегодняшний современный музей музыки — это очень сложно».
Сейчас для широкой публики открыли сразу три новых зала. Первый – «Музыкальный салон графов Шереметевых», расположенный в Желтой гостиной парадной анфилады. Здесь выступали Ференц Лист, Полина Виардо, Алексей Львов. А еще Михаил Глинка. В центре представлен его рояль.
Душой музыкальных собраний Фонтанного дома была Анна Сергеевна Шереметева. Ее известный портрет, написанный шотландской художницей Кристиной Робертсон, украшал стены гостиной. Сегодня он находится в запасниках Русского музея. На протяжении двух месяцев подлинник тщательно изучали и для открытия зала сделали копию.
Татьяна Поцелуева, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица: «Кристина Робинсон — это великолепнейший мастер того времени. Она писала свои произведения с такой видимой легкостью, виртуозностью. Когда копиист работает — это все усложняет, потому что эту виртуозность надо повторить. По мере копирования я обнаружила очень много тонких прописок, многочисленные слоев, где можно было добиться такой глубины. Вот этого живописного фона, ткани золотистой, этого атласа, который кажется очень сильно прописан. Необыкновенно тонко написано само лицо. Очень мягкие, тонкие глаза, которые имеют влажность самого глаза».
В исторический интерьер органично вписаны мультимедийные технологии. Например, дневник графини Анны Сергеевны, который она вела во время путешествия с сестрой по Италии и Франции. Достаточно надеть наушники, и вы окажетесь вместе с ней на балет «Жизель».
Здесь музыка звучит повсюду: и фоном, и в виртуальных программах. Инструменты Древней Греции и Древнего Рима — лиры, кифары расположены во втором зале Этрусской гостиной. Аудиозаписи нашего времени воссоздали их звучание.
В третьем зале — «Парижский кабинет Александра Глазунова». Приемная дочь композитора Елена Глазунова передала в дар Музею театрального и музыкального искусства его личные вещи: рукописи, документы, фотографии, афиши, концертные костюмы. И его кабинетный рояль.
Роза Садыхова, заведующая экспозиционным отделом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства: «Вот это меня удивляет в этом архиве, как попало в Париж то, что он рисовал в детстве. Лошадка, которую он в 9 лет нарисовал, игральные карты, которые он разрисовывал. Очень трогательно, что человек, живя в Париже, как-то обставлял себя предметами из петербургской жизни. Очень часто в письмах он писал: «Эх, как бы проснуться в старом русском белье на старом матрасе». Париж-Парижем, но где-то душой, воспоминаниями он постоянно был в Петербурге».
Три зала — три истории. Большое наследие культурной жизни нашей страны. Соприкоснуться с ней сможет любой посетитель во время экскурсий и камерных концертов. Музыкальных салонов уже нашего времени.