В Петербурге огласили финалистов архитектурного конкурса. Кто поборется за право строительства парка в центре города? И каким будет новое общественное пространство? Вопрос изучил Андрей Федоров.
Андрей Федоров,корреспондент: «»Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана, и желанная страна вот уж издали видна». Александр Сергеевич Пушкин. 1831-й год. То время, когда на этом месте действительно был остров. Буян – большая пристань для торговых кораблей. А вот Тучковым его назвали значительно позже, в честь строителя первого, тогда еще деревянного, моста через Малую Неву».
Бывшие разрозненные острова, каждые 10 лет меняющие очертания, болото, поросшее камышом, промышленные и винные склады. Эта часть Петербурга, с самого его основания, выделялась на всех генеральных планах и выбивалась из имперской вычерченной геометрии города. Но при этом притягивала архитекторов. За 100 лет – десятки проектов. Самые известные: стадион на 30 тысяч зрителей в 1914-м. Настоящий замок в «русском национальном стиле». 1920-й – общественные бани с гимнастическим залом. И 1948-й – огромный парк от архитектора Баранова. Дальше загибаем пальцы с краеведом.
Ариадна Маркелова,краевед: «В акватории предполагался огромный концертный зал, после войны парк, плюс в парке должен был стоять ТЮЗ на месте «Юбилейного», потом решили, что не ТЮЗ, а центр науки и техники, потом про него замолчали. Потом были проекты с набережной Европы, потом конституционный суд, а вот теперь снова парк».
Но территория не пустовала. Долгое время здесь находился Институт прикладной химии, разрабатывали топливо для ракет. После сноса зданий началась история пустыря. Ее из своего офиса запечатлел фотограф Александр Наливайко.
Александр Наливайко,фотограф: «Изначально я думал, что получится хроника возведения Набережной Европы. Именно так назывался проект. Но время показало, что набережную Европы не возвели, но получилось тоже интересно».
Теперь здесь точно будет парк. Но какой? Английский пейзажный или французский регулярный? С кривыми или прямыми дорожками? Решит жюри архитектурного конкурса. 8 финалистов уже названы. Их отобрали из 229 участников из 50-ти стран.
Андрей Федоров,корреспондент: «За право построить парк в Петербурге поборются 3 компании из Франции. Одна из них уже известна в России: возводила «Сколково» в Москве, а еще знаменитую набережную в Шанхае».
Швейцарцы, у которых в копилке галерея современного искусства в Лондоне и Олимпийский стадион «Птичье гнездо» в Пекине. Американцы возвели мусороперерабатывающий завод в Копенгагене. По нему, в прямом смысле, можно кататься на лыжах. И даже японцы. С другой части света, но тоже готовы приехать в гости к нам.
Среди финалистов и две петербургские команды. По мнению организаторов, имеют фору. В отличие от иностранцев знают все особенности места, а еще понимают острую нехватку общественных пространств в центре города.
Илья Григорьев,архитектор: «Городу необходимо свободное пространство, необходимо свободное пространство, чтобы дышать. Это важные вещи. В любом искусстве нужно паузу делать. Как венецианские мастера отзывались о средневековье — страх пустоты, когда нельзя оставить ни одного кусочка свободного пространства. Нет, нужно оставлять обязательно».
У всех этих участников совершенно разные архитектурные стили. Одни, как пишут в прессе, «лишили профессию страха» и экспериментируют, «закручивая» такие здания и ландшафты, что потом удивляется весь мир. Другие придерживаются строгого минимализма и тянутся к природе. Правда, в Петербурге сильно фантазировать, скорее всего, не получится. Ведь есть строгое техническое задание почти на 200 страниц.
Елена Штиглиц,член международного жюри Конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Тучков буян»: «Я хотела таким образом отразить задание, чтобы не было возможности повторить «Зарядье». Исключили все подземные пространства, чтобы были максимально деревья. 70 процентов, и это в задании указано, в отличие от Зарядья, там около 20 всего. Очень спорный этот объект «Зарядье» и ошибки повторять нельзя».
Андрей Федоров,корреспондент: «Кто бы ни стал победителем конкурса, события, происходящие сегодня, точно изменят наш город. Особенно четко это видно здесь, на огромном макете. Центральная часть, которая больше 100 лет выглядела незаконченной, преобразится. И это будут совершенно новые виды и новый Петербург 21 века».