«Что я вижу: мужичок — мелковат. Скарамуш, хитрый трус, ты станцуешь «фанданго»?». Нет, это не случайный набор слов, а прямой перевод строк из легендарной «Богемской рапсодии» Фредди Меркьюри. Такого фанатского творчества в интернете немало. С ним-то и столкнулся скульптор Никита Селезнев, увидевший в этом явлении не кривую усмешку над настоящей поэзией, а специальный тип текста. Без рифм, зато с рубленным ритмом — такой интернет-язык Никита назвал «каратэ-поэзией». Также, как и свою персональную выставку в галерее MYTH.
Повеяло юностью. Что называется, «Smells like teen spirit». Нигилистское no future, сигареты, неприличный жест и, конечно, поцелуй. Образы визуальной культуры подростковых пабликов в переводе Никиты Селезнева на языки современного искусства — некогда чьи-то сентиментальные воспоминания, ставшие цифрой, холодным бетоном или корявым подстрочником. Чтобы вновь стать сентиментальной историей, но уже других. Тех, кто придет эту историю читать.
Никита Селезнев, скульптор, художник: «Этот зал посвящен непосредственно этим текстам. Для меня это очень важное пространство, оно является своеобразной тайной комнатой. Мне бы хотелось, чтобы ощущение зрителя здесь немного менялось. Я собрал их в некую историю, не думаю, что каждый зритель обязан их все прочитать и понять, как я. Для меня очень важно, что уже в голове у нас. Я могу запустить только некий триггер».
Александра Мымрина, корреспондент: «Но все песни только о любви?»
Никита Селезнев, скульптор, художник: «Можно так сказать. Это было таким неким кредо, да, все песни только о любви — как в фильме».
Анна Заведий, куратор проекта: «Мне не хочется называть Никиту романтическим художником, потому что он, конечно, не такой. Он предельно логичен в том, что делает. И его интерес к языку — прямое проявление, он хочет понять, как что-то устроено. Он может показаться таким романтичным, но на самом деле, он использует этот поцелуй, чтобы мы пошли за ним, он специально зрителя в это вводит. Я его спрашивала, а про что будут переводы песен — про любовь. Все песни про любовь — и зритель садится на этот крючок».
«Твои груди — мой завтрак», «я вскочила с кровати, вся такая на стиле» — перекошенные переводом строки, за которыми тем не менее читается — их автор хотел докопаться, там ведь что-то поют про него. На таких противоположностях стоит вся выставка. Поцелуй на шершавой поверхности. Кресло офисного мечтателя о спортивных гонках. Обезличенное видео и тут же скульптура, хранящая каждое касание автора. Романтичный герой, но рассудочный художник.
Никита Селезнев, скульптор, художник: «Каратэ-поэзия — тут самое главное слово — поэзия. Мне важно было это измерение ввести — поэтическое — как сконцентрированное, более точно выражающее наши чувства и мысли. А каратэ, потому что рубленная, где-то грубая, жесткая. Одни и те же образы как бы мигрируют, они попадают в пространство экрана, потом появляются в физическом, оказываются тяжеловесными и бетонными, а на следующий день мы их видим у себя в инстаграме, снова в виде плоских картинок. Таким образом, выстраивал композицию, чтобы манипулировать переходом от пространства дигитального к физическому и обратно».
Сам если не из мифа, то будто из греческого зала, Никита Селезнев — новый герой галереи MYTH, собирающей на карте современного искусства Петербурга юные, но вполне себе серьезные голоса. Умеющие говорить в разных, фактурных тональностях. И утверждающих — сентимент на рынке искусства может быть ценной валютой.