«Густота виолончельного тембра лучше всего приспособлена для передачи ожидания и мучительного нетерпения. Виолончель задерживает звук, как бы она ни спешила» — писал эти строки Осип Мандельштам. Место виолончели в симфонической семье определено давно и так всем понятно, но в последнее время интерес именно к этому струнному вышел далеко за пределы классических концертных залов. Во многом благодаря вот этой девушке. Ее зовут Хильдур Гуднадоттир. Она автор музыки к одним из самых нашумевших проектов в кино и на ТВ — к сериалу «Чернобыль» и к фильму «Джокер». Виолончель как сочувствие. Это у Гуднадоттир. А бывает виолончель и прочие струнные как радость и энергия — в таком ключе используют эти инструменты участники ансамбля NICO и их лидер — дирижер Гедиминас Гелготас. Накануне они дали концерт в петербургской Филармонии. Его не пропустил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Павел Богданов.
Никаких партитур на сцене. Они все играют по памяти. Великолепная семерка, где дирижер то садится за рояль, то поворачивается лицом к публике, а то и вовсе начинает петь вместе со своими солистами. Когда видишь это в первый раз, не можешь не удивиться. Иногда невозможно понять, где ты: в Малом зале Филармонии или на рок-концерте. Как Гелготас работает на сцене, впервые увидели в Петербурге в феврале прошлого года. Фактически он и вдохновил Надежду Рогожину на создание фестиваля «Солисты Балтики».
Кажется, у Гедиминаса Гелготаса не было другого варианта для выбора профессии. Он родился в семье руководительницы хора и музыканта симфонического оркестра. Уже в 7 поступил в престижную музыкальную школу Чюрлениса. Но получив академическое образование, пошел своим путем, и в 20 придумал камерный ансамбль новых идей, сокращенно NICO.
За 13 лет его существования выступления прошли на самых необычных мировых площадках: от лютеранских соборов до ночных клубов. Не менее эклектична и программа концертов, где сочинения Гелготаса соседствуют с шедеврами Моцарта и Вивальди.
Услышав эту музыку, понимаешь, насколько она кинематографична. И дело не в артистичности подачи. Минимализм и постмодернистская отстраненность соединяются с явно выраженной тревогой. Так получается своеобразный портрет современного мира. Не случайно одно из произведений Гелготаса называется «Переходное время». Так что можно закрыть глаза и представить эту музыку как саундтрек к новому фильму Даррена Аронофски или Андрея Звягинцева.
Гедиминасу Гелготасу всего 33, а его уже называют «новым литовским маэстро», чьи произведения исполняются по всему миру. При этом публика на его концертах довольно молодая. Возможно, о лучшей популяризации классической музыки и мечтать не приходится.