В Петербург с первыми самостоятельными гастролями приехал «Июльансамбль» — театральный коллектив, созданный режиссером Виктором Рыжаковым. Гастроли дело не внезапное, поэтому стоит сказать, что они совпали с совсем недавним назначением его художественным руководителем театра «Современник».
Но вот как в спорте — возглавив прославленный академический коллектив, он не оставил свою команду, созданную четыре года назад из студентов его курса школы-студии МХАТ.
На Новой сцене Александринки — 4 спектакля, из которых в безоговорочном смысле постановкой самого Рыжакова можно считать «Три сестры. По-Чехову». Надо сказать, что его уже привозили в наш город — два года назад, на фестиваль «Школа. студия. Мастерская».
Чудесная молодежная постановка: Соленый с с волосами как у Хитледжеровского тогда еще Джокера, Вершинин выезжает на рояле. И все бегут по замкнутой в кольцо железной дороге. Не очень повезло с местом — во первых сложной сценой собранной как могли в ДК Газа, и консервативно настроенными зрителями. Они чуть ли не на карачках, помню, выбирались из зала.
На Новой сцене Александринки — нужные люди в нужном месте. Принимали хорошо. Другой спектакль уже не классическая, а современная пьеса Дурненкова «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз». Помнится, Андрей Аствацатуров смешно писал о моде называть произведения «Как я… и т. д.». Он выделял целый жанр «Каки». Довольно желчное эссе. Свои впечатления от спектакля — Дарья Патрина.
Здесь все про молодость! Яркую, отчаянную и безбашенную. Главным героям – их шестеро – по 17 лет, и живут они в Таллине 1972 года. Принадлежат малочисленной и малоизученной социальной группе – советских хиппи. Сбегают от реального мира в мир иллюзорный. Там им предстоит разрушить Советский Союз с помощью волшебной даосской флейты – палки из металла, в конструкции которой отверстий не предусмотрено. Михаил Дурненков написал эту пьесу три года назад и определил формат как героический эпос в десяти частях с эпилогом.
Здесь все про молодость! 17 лет – еще тинейджеры. И бунтарскому миру подростков, вступающих в неравную схватку с системой, противостоит мир унылых или жестоких, но давно смирившихся взрослых. Два «джокера», бесконечно меняющих личины – родители, милиционеры, чекисты. На эти роли молодой труппе «Июльансамбля» пришлось позвать актеров со стороны.
Они выбирали странные методы борьбы, эти юные советские хиппи. Глотали таблетки, пили вино, вдыхали пары пятновыводителя «Сопалс». Атмосфера их героических трипов – в музыке, отсылающей к Jehtro tull, в горловом исполнении советского гимна, в видеопроекциях и в партитуре движений. Их драма – в замкнутости круга и предопределенности его вращения.
Однако когда «Июльансамбль» репетировал этот спектакль, жизнь сама подкинула им рифму. Поэтому да, здесь все про молодость – от первой и до последней минуты!