В Русском музее приглашают к новому размышлению об экспрессионизме. Эта тема возникает достаточно часто: полтора года назад здесь делали обобщающую выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Прошедшим летом в Шереметьевском дворце была экспозиция, посвященная экспрессионизму в театре.
И вот теперь термин — в применении к советскому послевоенному Ленинграду, широким пластам живописи и скульптуры вплоть до конца века, посвящена выставка «Эхо экспрессионизма» в Мраморном дворце. Почему течение первых десятилетий века пускало все новые отростки на отечественной почве. Возможно, потому что наши художники увидели знаком равенства: «экспрессионизм — эмоционализм».
Даже в пейзажах все резкое, косое, изломанное иначе направляет наши мысли, чем прямое и скругленное. А избирательные деформации тела и лица лучше слов передают драматургию души. Что же касается предпосылок — родная история века на всем протяжении обеспечила эмоциональный накал. Работы ленинградских модернистов изучала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова.
Контрастные цвета, грубые мазки, искаженные формы. Произведения 59 художников и скульпторов, сформировавших ленинградский экспрессионизм на большой выставке в Мраморном дворце. Уникальная возможность увидеть две сотни работ из коллекций Русского музея, Эрмитажа, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний.
Екатерина Андреева,куратор, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея: «Мне было всегда понятно, что ленинградское искусство отличается, с одной стороны, своеобразием, двуличным колоритом локальным, с другой стороны, оно резонирует с мировым искусством XX столетия. Поэтому мне захотелось сделать выставку, которая все это покажет. Покажет удивительную свободу Ленинградского мира, который всегда был неподвластен социалистическому реализму».
Залы выставки делятся тематически и хронологически. «Блокадный и послевоенный экспрессионизм». Георгий Траугот, Александр Арефьев, Александр Русаков, Татьяна Глебова зафиксировали жизнь Ленинграда 1940-1980-х годов. В следующем зале представлены «Две школы нонконформизма». Осип Сидлин и Александр Матвеев. Один преподавал в ленинградских ДК, другой был профессором Академии художеств.
Екатерина Андреева, куратор, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея: «Особенность ленинградского экспрессионизма заключается в классической культуре и экспрессионистской традиции. Искусство деформации, сдвига здесь скомпилировано классикой. Это потому что в нашем городе есть Эрмитаж, филологический факультет».
Коллекция художника Соломона Россина — это картины о повседневной жизни и истории России XVIII-XX веков. Основные образы его полотен — люди и города.
Екатерина Андреева,куратор, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея: «На рубеже 50-60-х он поставил мега-задачу: создать портрет жизни народа в пределах Советского Союза. Здесь вы видите акварели, на основе которых он делал огромные живописные циклы: о жизни цыган, жителях средней Азии, людей на Урале, в Молдавии».
Мистический экспрессионизм — еще один тематический зал. Здесь и андеграундные живописцы, и члены Союза художников. Одна из центральных работ «С нами бог» Евсея Моисеенко, на которой художник соединил две темы — Вторую мировую войну и Крестный путь.
С 80-х до 2000-х — время неоэкспрессионизма и группы «Новые художники». В ее составе: Тимур Новиков, Иван Сотников, Олег Котельников. Они не только писали картины, но и создавали анимационные фильмы, театральные перформансы. Например, вот этот «Вечер утюгона».
Произведения Ленинградского экспрессионизма находятся не только в музейных коллекциях, но и у кинорежиссеров, поэтов, музыкантов. Увидеть сотни работ на одной выставке — большая редкость.