Вот для кого 2019 год был, ну если не как сказка, то точно как один большой, хоть и трудоемкий, праздник — так это для Государственного Эрмитажа. Если вспоминать, сколько событий с ним было связано. Во-первых, самый большой музей страны отметил юбилей, Эрмитажу — 255. Так же круглую дату праздновал крупнейший зарубежный центр Эрмитажа в Амстердаме, ему исполнилось 10 лет. Во-вторых, «обширный и необозримый», Эрмитаж стал еще необозримее и больше, запустив «спутник» в Омске. Теперь в Сибири есть свой Эрмитаж.

Ну, и если выбирать третье, то я бы сказала про Венецианскую биеннале. Государственный Эрмитаж выступил куратором Российского павильона. И этот факт уже вошел в историю — не конкретная личность, а целый музей никогда еще в такой роли не выступал.
Эрмитаж — музей глобальный. А тот, кто мыслит глобально — умеет дружить и договариваться. Эрмитажная дипломатия — вообще тема для отдельного разговора. А вот пример ее результата можно сейчас увидеть в Зимнем дворце. Ради выставки к юбилею основания Императорского фарфорового завода усилия объединили Русский музей, Петергоф, Павловск, Царское село. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Орловская уже побывала на экспозиции.

Анна Орловская, корреспондент:
«Неизменный спутник монарших особ на праздничных ужинах и в интерьере их роскошных дворцов. Его величество — фарфор. А иначе — «сын неба». Кажется, даже само слово обязывает относиться к материалу с почтением. Правда, до XVIII века он назывался совсем иначе».

До этого атрибут богатства назывался на итальянский манер — порцелин, в честь обычного поросенка. Возможно, за сходство с нежным цветом брюшка. Потому и знаменитый Императорский фарфоровый завод сперва назывался Невская порцелиновая мануфактура. В честь его 275-летия в Эрмитаже открылась масштабная выставка фарфоровых произведений искусства. А это повод узнать, какие факты российской истории неразрывно связаны с фарфором одного из старейших заводов Европы.

Вот она, пожалуй, самая древняя сохранившаяся фарфоровая чаша в хранении Эрмитажа, 1749 года выпуска. На ней — рельефная виноградная лоза. И конечно, это аллегория. На фамилию Дмитрия Виноградова, первого человека в России, сумевшего раскрыть секрет создания «белого золота», над которым бились не одно столетие. Фарфор, созданный учёным, по качеству не уступал саксонскому

Самым изящной фарфоровой почтой по праву можно назвать табакеру. Есть версия, что во времена Екатерины их называли «кибиточками любовной почты». Курение табака в XVIII веке было столь популярно, что эти аксессуары были не только у господ, но и у дам. Фарфоровые коробочки порой были именными, их передавали по наследству и даже использовали в качестве дипломатических подарков.

После революции на смену позолоченным ангелам пришли строгие лозунги. Фарфоровые тарелки, чаши и вазы приобрели агитационную функцию и по сути являлись своеобразным документом эпохи. Но с определенными оговорками.

Пережив эвакуацию на Урал в годы Второй Мировой войны, начиная с 1950-х годов в производстве фарфора главенствовала тема нового человека — строителя коммунизма. Мажорное настроение от радости победы помогло художникам наделить фарфор новыми сюжетами и образами. Наконец, самый петербургский рисунок — знаменитая «кобальтовая сеточка». Этот рисунок был создан в годы Второй мировой войны художницей Анной Яцкевич.

Анна Орловская, корреспондент:
«По одной из версий, прототипом сетки стали заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов, сквозь которые было видно блокадное небо. Сегодня нежная холодная роспись — визитная карточка Императорского фарфорового завода».