Какие бы из предсказаний о будущем искусства не сбылись — в любом случае, мы живем в удивительное время. Элитарное — все более доступно, хоть из дома не выходи. Неправильных ответов не существует, есть только многообразие трактовок. В общем, искусство — то редкое пространство, в котором ты всегда прав.
Ведь искусство, как говорил кто-то из концептуалистов, «не 200 грамм пигмента на грязной тряпке. Это что-то, что возникает между зрителем и объектом на стене, то ли в мозгу зрителя, то ли между».
Израильский художник Игорь Ревелис также решил воспользоваться наблюдательными взглядами петербуржцев. Но в прямом смысле — превратил фотографии их внимательных глаз в елочные украшения. Такая глазастая ель стоит около Манежа. Зеркала чужих душ разглядывала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
В непраздничной жизни он украшает унылые стены и длинные заборы, которых по всему миру неисчислимое множество. Игорь Ревелис — один из самых активных израильских стрит-художников. Его работы не только в стране, куда он с семьей переехал из Харькова в 11 лет, но еще в городах Европы, Ближнего Востока и США. Его люди-птицы — привет Босху, его деревья без корней — привет кочевому образу жизни. В канун 2020 года кураторы словно решили его «одомашнить», предложив «нарядить елку». На предложение он посмотрел концептуально. И в этой истории его взгляд, пожалуй, самое главное.
На призыв Манежа, брошенный в социальных сетях — прийти и сфотографировать свои глаза — полсотни петербуржцев откликнулись мгновенно. От каждого волонтера требовалось четыре снимка. Правый глаз открытый, закрытый, и также с левым. Как признается фотограф Манежа Михаил Вильчук, сделать эти кадры было непросто.
Самая интерактивная елка в городе, она буквально провоцирует водить хороводы, потому что увидеть, как закрываются и открываются глаза, можно лишь в движении, а круговое — наиболее очевидное. Простейший квест — найти среди глаз пару. Сложнее — узнать знакомых, если они там есть. Как оказалось, по глазам, то есть по фрагменту портрета, даже живописного и даже всемирно известного, вспомнить полностью лицо обладателя все же довольно трудно.
Глаза — зеркало души? Да нет, речь, скорее, не об этом. Я смотрю, и смотрят на меня — вот, о чем вам точно не удастся забыть у этой елки. Многие подумают об антиутопии и вспомнят «Большого Брата». А по сути, таков образ Деда Мороза. По сказкам и по рассказам из детства мы точно знаем, что он приносит подарки за хорошее поведение, а значит, он постоянно наблюдает за маленькими и большими детьми.