В рейтинге комфортных городов, по мнению журнала Economist, Петербург занимает 70-е место. Одной из главных проблем самого северного мегаполиса является несовместимость элементов городской среды. Что это такое и как появляются урбанистические ляпы, рассказывает Дмитрий Павлов.
Дмитрий Павлов,корреспондент: «Ещё совсем недавно я тоже был молодым отцом. Помню, не любил выбираться с коляской в центр, потому что вот такое здесь на каждом шагу. С ней просто не развернёшься».
На тротуарах исторического Петербурга расставлены барьеры. Они создают неудобства. Но их так много, что мы к ним привыкли и не замечаем. А вот Виктория Фадеева не просто обнаруживает урбанистические ляпы, но ещё и фиксирует их на смартфон. В соцсети Виктория Фадеева выкладывает новые фотографии, всего лишь за один час реестр проблемных участков увеличится как минимум на 10 новых объектов.
3-я Советская, 17. Ограждение входа в подвал с одной стороны, столбики с другой украли ценные сантиметры. Та же 3-я Советская, через 100 метров. Вход в кафе сузил тротуар до размеров тропинки. На 8-й Советской 21, та же картина: для прохода пешеходов оставили меньше метра. На вопрос, кто это натворил, ответ везде, по сути, одинаковый.
На Херсонской, 11 крыльцо школы едва не упирается в забор. 6 лет назад был объявлен конкурс на ремонт дороги. Подрядчик проводил его за счёт бюджета. Дорожную компанию не интересовало, что было и что будет после её ремонта. За все эти 6 лет никто ничего не изменил. Да и зачем? Недовольных ведь нет.
Молчат и те, кто ежедневно проходит мимо китайского ресторана на углу улицы Александра Невского и Исидоровского переулка. Там тротуар упирается в палисадник. Позвонив в администрацию, мы выяснили: огороженный кирпичной кладкой садик – советское наследие и мешает самому заведению. Кусты закрывают рекламу. В прошлом году палисадник разрыли, под ним прокладывали водопровод, а потом вернули на то же самое место.
Глава Центрального района Максим Мейксин проблему градостроительной неряшливости не отрицает, но считает что основной беспорядок устраивают коммерсанты.
Максим Мейксин,глава администрации Центрального района Санкт-Петербурга: «К сожалению, чтобы организовать вход в свои помещения собственники без каких-либо документов начинают городить какие-то сооружения».
Максим Мейксин признаётся: конструкциями, которые просто мешают проходу, начинают заниматься только когда поступает конкретная жалоба. Если у собственника нет разрешения, помеху снесут. То ли горожан всё устраивает, то ли документы у бизнесменов в порядке. Но мы ни одного демонтажа не увидели.
Дмитрий Павлов,корреспондент: «Социологи считают, что одной из главных проблем Петербурга является несовместимость элементов, из которых состоит городская среда. Это когда, например, на узком тротуаре воздвигают крыльцо, обойти которое можно только выйдя с коляской на проезжую часть».
Нарушения очевидны, заявляет урбанист Дарья Табачникова, просматривая фотографии проблемных участков. Бороться с захватчиками общественного пространства, считает Дарья, нужно всем вместе. Петербуржцам не надо молчать, надзорным органам – почаще организовывать рейды, руководству – побольше ходить пешком.
Дарья Табачникова,урбанист: «Чиновники вообще очень редко это делают. Поэтому выходить из машины, ходить по своей территории пешком, смотреть, что происходит, – это, мне кажется, тоже сработает».
В рейтинге комфортных городов британского журнала «Экономист» Петербург занимает 70-е место, и лишь приближаемся к тому, что для Европы вчерашний день.
Хельсинки, железнодорожный вокзал. Несмотря на транспортную загруженность места, пешеходам ничего не мешает.
Светлана Левинская,эксперт по туризму: «Помимо основного пешеходного перехода, который за моей спиной, здесь рядом есть велосипедная дорожка. Чтобы пешеходам было удобно, и велосипедистам безопасно».
Доступная среда в финской столице – не пустые слова. Вся инфраструктура сделана так, чтобы маломобильные граждане, к которым относятся и мамы с колясками, могли обходиться без посторонней помощи.
Елизавета Кийски,блогер: «Мне достаточно комфортно ходить с детьми. Мне кажется, это самый комфортный город. Везде легко проехать, везде есть пандусы, и это меня очень радует».
У Петербурга, конечно, своя специфика. Те, кто строил наш город в 18 веке, не думал о том, что тротуары надо сделать широкими, потому что в 21-м столетии на них места не хватит. Однако, недальновидность предков, считают эксперты, не повод нарушать закон.
Анна Филоненко,председатель центра общественного контроля: «Я всё-таки подозреваю, что это некий самострой, когда действительно люди взяли цемент и это сделали. Я слабо себе представляю, чтобы к историческому дому позволили вообще сделать такую пристройку, но в каждом отдельном случае надо конкретно разбираться».
Урбанисты, в свою очередь, заявляют: город – это как продолжение собственной гостиной. И если нам удобно дома, то должно быть комфортно и на улицах и проспектах.
Дмитрий Павлов,корреспондент: «Беды в России закончатся, когда мы с вами будем вкладывать здравый смысл в то, чем занимаемся. Когда заказчик не будет выдавать безумных проектов. Подрядчик, видя вредоносность затеи, откажется её исполнять. А если ошибка была всё-таки допущена – вот, например, палисадник посреди тротуара — то на него укажут пальцем и закричат на весь дом «когда же уберут этот бардак?»».