Сбой в петербургском дата-центре нарушил работу одной из самых популярных социальных сетей. Насколько хрупок этот цифровой мир? Насколько человечество зависимо от него? И не слишком ли рано мы доверились этому миру? Репортаж Антона Цумана.
Коридоры дата-центра, или на языке специалистов — ЦОДа, центра обработки данных, похожи на огромный архив. Длинные коридоры, решётчатые двери. Только вместо полок с папками и картотеками — шкафы со специализированным оборудованием. По словам руководителя Андрея Елисеева, сбой затронул всего лишь 15% комплекса. И, несмотря на то, что наблюдение за его работой ведётся круглые сутки, отказ оборудования стал неожиданностью.
Помимо этого центра, существуют тысячи подобных по всему миру. По сути, все интернет-сервисы сегодня — это огромная сеть связанных между собой дата-центров. По всему миру. Но для большинства людей на планете — это лишь монитор компьютера или мобильного телефона с окошком программы-браузера.
Говоря современным языком, «контент» идёт в интернет отсюда, из эфирной аппаратной интернет-вещания. В том числе и на сайт нашего канала, который из-за сбоя тоже оказался недоступен. Технический директор Илья Осичев посняет: эфира этот сбой не коснулся, но ситуация уже заставила сделать выводы.
Из-за высокой стоимости такие меры могут позволить себе компании, которые не могут допустить ни минуты простоя. Такой гигант как Google, например, имеет дата-центры чуть ли не в каждом штате США. Даже в соседней Финляндии есть два дата-центра видеосервиса Youtube стоимостью 600 миллионов евро.
В России этот рынок пока находится в стадии развития. В Петербурге, например, сосредоточено 12% российских ЦОДов. В Москве — 70. И это не бизнес будущего, а бизнес настоящего. Сто лет назад так тщательно оберегали и охраняли только золото. Сегодня информация дороже золота. Вот только металл не зависит от электроэнергии, охлаждения и технического обслуживания 24 часа в сутки.
Директор по строительству и эксплуатации центров обработки данных Виталий Николаев уверяет: современный стандарт – это 20 лет бесперебойной работы. От момента запуска. Но от внезапных сбоев на 100 процентов застраховаться нельзя.
И за последние несколько лет мы погрузились в этот мир настолько глубоко, что любой крупный сбой тут же отображается в лентах мировых информагентств. И гангстеры из 20 века уступили место хакерам 21-го. И эксперты уверяют: компьютерная безопасность становится уже частью национальной безопасности. Как бы ни было защищено хранилище, ключ можно подобрать всегда.
Специалисты оценивают такой шанс как один из триллиона. Это всё равно что набирая случайные клавиши напечатать строфу «Евгения Онегина». Но факт в том, что он есть. И если для начала 20 века концом света было вторжение пришельцев, для середины 20 века ядерная война, актуальный сценарий на сегодня — глобальное исчезновение интернета. По словам фантаста Сергея Арно, его уже берут на вооружение современные писатели. Ведь несложно представить: разрушение цифрового мира отбросит нас минимум на 30 лет назад.
Вот и получается, что раньше человек был абсолютно беззащитен перед природой. Теперь мы точно так же беззащитны перед компьютерным миром. Да, сбой в петербургском дата-центре оперативно устранили, да безопасность данных год от года усиливается и совершенствуется. Но это не изменит того, что человек зависим от этого мира так же сильно, как и он от человека. Не будет его — не будет нас. И это плата за прогресс.