От самодержавия и народности до строительства коммунизма и гонки с Америкой. За национальной идеей всегда шла сама история. А что объединяет нас сегодня? Репортаж Евгении Альтфельд.
Вот так 4 ноября в БКЗ отметили День народного единства, нынешняя альтернатива массовым демонстрациям под красными флагами прошлого века. Время четко сформулированной национальной идеи ушло вместе с 7 ноября.
— Нет национальной идеи, ее еще предстоит придумать и построить, мы слишком запутались с толерантностью, и у нас не осталось национальной идеи.
— Ничего, в этом и проблема, что ничего не объединяет. Деньги, капитализм, но это не объединяет, скорее, разъединяет.
Подобный опрос на улицах Петербурга в 19 веке выглядел бы совсем иначе. Самодержавие, православие, народность — формула, созданная графом Уваровым, модным политтехнологом эпохи Николая I. Спустя век ответ на улице Петрограда был другим: «Власть – народу, земля — крестьянам, фабрики — рабочим».
Строители коммунизма верили в принцип «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». За Родину шли воевать. Против единого врага сплотились интеллигенты и рабочие, русские и киргизы. 20 век не знал более сильной национальной идеи, чем в годы войны. Память о ней и сейчас многие называют объединяющим началом. Которое принимает самые разные формы — от патриотических акций до наклеек на машине «спасибо деду за победу».
После победы советские граждане вместе поднимали страну из руин, и потом верили новому лидеру Никите Хрущеву, который обещал показать США ту самую «кузькину мать».
Дмитрий Гавра,профессор СПбГУ: «Были такие станки — ДИП – догнать и перегнать Америку, показать, что мы не хуже, а лучше того мира, который живет потребительскими ценностями. А лучшим воплощением национальной идеи при Хрущеве был полет Гагарина».
Затем было переосмысление коммунистических идей. День народного единства в Музее политической истории отметили выставкой, посвященной политическому театру. Здесь сценарии с пометками цензоров, афиши легендарных спектаклей. Как, например, «Большевики», в финале которого зрители вместе с актерами пели «Интернационал». То ли всерьез, то ли в знак скрытого протеста.
Александр Смирнов,куратор выставки: «Культура охватывала весь средний слой, который охватывал все российское общество, не важно было, кто ты — рабочий или интеллигент, или партийный чиновник — все читали одни журналы, смотрели одни спектакли и обсуждали одно и то же. Поэтому советская культура скрепляла и сплачивала это общество».
Новую потребность россиян сформулировал Михаил Горбачев – перестройка, демократия, гласность. Свобода и единственная цель каждой отдельно взятой семьей — выжить в экономических джунглях. Национальные герои — настоящие бандиты в исполнении самых популярные актеров 90-х. И большинство россиян свои культурные коды сверяли по бандитским сериалам.
Поиск смыслов сейчас идет во всех сферах: экономика, технологии, культура. На которую петербургский писатель Евгений Водолазкин возлагает главную надежду.
Евгений Водолазкин,писатель: «Национальная идея для любого народа — это его культура. Это культура. То, что нас объединяет, то к чему мы все причастны. Это вещь не пафосная, не декламация. Это те книги, которые мы читаем, то поле культуры, которое присутствует не только в России, но и во всем русскоязычном мире. Мы достаточно известны, и не только в области балета. Давайте слушать свою культуру, это и будет наша национальная идея и главный предмет нашего экспорта».
Тот же девиз у авторов этнического фестиваля, которым 4 ноября отметили в Музее стрит-арта. Вместо флагов и лозунгов — работы современных художников, в основе которых культура народов России. Автор фестиваля Алена Халепо тоже верит в этнику как в тренд и объединяющее начало. Интерес к такой национальной идее очевиден, молодежь со всей страны приехала посмотреть на картины в стиле иконописи и дизайн одежды по старинным мотивам.
Патриотизм начинается с собственного двора, считает петербургская художница Алина Баландина. Она собирает мусор из пластика, чтобы делать картины. Сотни деталей складываются в единый образ Сальвадора Дали, Виктора Цоя или Че Гевары. Экологические идеи Скандинавии, которые захватывают Европу, могли бы стать объединяющей силой и в России, считает Алина.
У каждой страны идеи свои. Например, придя к власти, Дональд Трамп объявил новый девиз — Вернем Америке былое величие. А Куба по-прежнему верит в лозунг «Родина или смерть». Но у Петербурга появилось своя идеология — сохранение культурного наследия, говорит активист Ника Артемьева.
Знаменитый дом с драконами на Зверинской улице. 4 ноября его жители собрались, чтобы отмыть в своей парадной изразцовую печь начала 20 века. И теперь добиваются ее реставрации. Жители соседних домов берут пример. И таких историй в Петербурге все больше.
Ника Артемьева,активист: «Эта идея привлекает разных людей, то что так сложилось, что именно в этот день жильцы дома смогли объединится вокруг архитектурного наследия, — это как раз про народное единство. И здорово, что можно заняться таким волонтерским трудом в праздник и добавить ему такой смысл».
Возможно, из таких небольших, но важных эпизодов и складывается понимание того, кто мы и что нас может объединить. День народного единства отмечается уже 14 лет, для большинства это просто выходной, зато у многих появилось свое понимание того, что на самом деле может нас объединить.
Как показывает история, национальную идею создать искусственно нельзя, ее можно лишь прочитать, когда она уже витает в воздухе. Люди 21 века живут разными идеалами: от осознанного потребления и защиты своей культуры до научных открытий и заботы о семье. Главное, чтобы идеалы и стремления делали нас лучше.