Музыкальная новость этих дней — «Международная неделя консерваторий». Ее официальное закрытие было отмечено двумя событиями премьера «Симфонического распева» Сергея Слонимского. Дирижировавшему его исполнением народному артисту СССР Юрию Симонову, вручили мантию почетного профессора старейшего музыкального вуза России. Я сам бы не нашелся что к этому добавить, если бы не эмоциональные комментарии в социальных сетях. Поклонники дирижера пишут «что приходят любоваться его жестами не меньше, чем звучанием музыки. Какая это радость наблюдать его танцующие руки? На левом мизинце маэстро носит перстень? Седые волосы так идут к его умному лицу». А вот таким маэстро можно увидеть в Инстаграме. Его выступление вдохновило одного из поклонников на серию минималистических портретов. Не только самого дирижера но и его музыкантов, и конечно же, слушателей. И наконец, фраза подслушанная на репетиции — «Плохо, говорит, играете, не порядок. Взгляд должен быть прикован к руке дирижера, а не к нотам». Взгляд Виктора Высоцкого с лица музыкантов на руки, а сам он превратился в слух.
Новый почетный профессор Санкт-Петербургской консерватории Юрий Симонов, чье имя прежде всего ассоциируется с дирижерским пультом Большого театра СССР, учился в Ленинграде. С нашим городом связаны его студенческие воспоминания. Он учился одновременно с Валерием Гаврилиным, Владимиром Спиваковым, Марисом Янсонсом. Предполагалось, что здесь он будет работать с Первым филармоническим оркестром, но – победа на международном конкурсе дирижеров в Риме в 1968 году, и Симонов – москвич. По приказу министра культуры того времени Екатерины Фурцевой в 1970 году он становится главным дирижером первого театра мировой державы. Мантия почетного профессора Петербургской консерватории сегодня — знак воссоединения с городом юности.
В молодости почетный профессор-дирижер и профессор-композитор тесно общались. И расстояние между Петербургом и Москвой со временем не стало препятствием для того, чтобы их творческий контакт продолжался.
Сочинение, которое только что вышло из-под пера выдающегося петербургского мастера, могло заинтересовать уже до того, как прозвучала первая его нота. Сразу бросалась в глаза необычная рассадка оркестра, при которой вместо привычных нам скрипок и виолончелей на первой линии сидели только духовики.
Называется это произведение «Симфонический распев». Название само по себе таит некоторый парадокс: все-таки пение — это больше по части хора, чем симфонического оркестра. Кроме того, оно указывает сразу в две стороны, то ли древнего церковного знаменного распева, то ли народной песни.
В этот вечер исполнялась музыка трех композиторов, имена которых навеки связаны с Петербургской консерваторией: Слонимского, Шостаковича, Римского-Корсакова. Этот ряд может быть, и несомненно будет продолжен.