«Евгений, огромное спасибо, что согласились дать нам интервью. Во-первых, с праздником вас. 240 лет – Пушкина ещё не было!»
«Спасибо. Для Петербурга это внушительная дата. Петербург, по сути, я имею в виду каменный Петербург, начал строиться в начале – середине 18 века. Поэтому, можно сказать, старейшее здание. Петербург – молодой город. Так что 240 лет – это четверть тысячелетия практически».
«А на сколько уместна модель Луны в стенах храма?»
«Во-первых, она смотрится красиво. Если по-простому отвечать. Во-вторых, церковь всегда была домом науки. Сегодня пытаются церковь и науку рассорить. Я наоборот хотел бы по возможности примирить».
«А это возможно?»
«Конечно. Они на разные вопросы отвечают. Церковь отвечает на вопрос «почему», а наука отвечает на вопрос «как», описывая одни и те же процессы».
«Я, честно говорю, был здесь. Но был тогда, в прошлой жизни, во времена Советского Союза, когда здесь были ещё рок-концерты, Кинчев, по-моему, здесь выступал. Я больше с тех пор никогда сюда не приходил. И для меня эта церковь – воспоминание из советской эпохи. Сейчас я здесь оказался – всё наполнено жизнью, светом, мультимедиа, Луна висит. Это что? Это как? Это вы вдохнули жизнь в эти стены?»
«Не я лично. Это люди вдохнули жизнь. Здесь проходили рок-концерты, а до этого был кинотеатр «Спартак». Но до этого, конечно, здесь была церковь. И здесь было много известных прихожан. Но об этом мало, кто помнит. Я здесь тоже впервые тоже оказался на рок-концерте. И я тоже понятия не имел, что здесь была церковь. Тем более, никогда не мог представить, что я здесь буду священником, буду служить. Более того, я нашел фотографию, на которой я изображен на рок-концерте. Старая фотография 2000 года. Такие вещи глобальные, мировоззренческие как религия меня мало тогда занимали».
«А как вы пришли к Богу? Как преодолели? Ведь вы же были бизнесменом? После чего?»
«Вопросами мироздания всегда человек задаётся. И однажды этим вопросом задался: если есть что-то такое, что-то над человеком, вот тогда я обратил внимание на библию как возможный источник, как Бог себя открывал человечеству в течение долгого периода времени. Сначала я просто влюбился в Иисуса как в героя».
«И за героем вы увидели философию и какие-то смыслы?»
«Совершенно верно».
«А можно так сказать, что вы делаете христианскую идею более модной, а значит, и более понятной для молодого поколения?»
«На самом деле, боюсь этой фразы, потому что я не хотел бы, чтоб христианство было модным. Я хотел бы, чтоб человек имел возможность задать себе эти вопросы, которые лежат у него на сердце. Поэтому мы это делаем. Но я очень боюсь, что когда-нибудь настанет тот день, когда это станет модным, и люди будут становиться христианами только поэтому. Это настолько всё опошлит, мне бы этого не хотелось. Но, действительно, мы стараемся соответствовать времени, в том смысле, что мы наш язык выстраиваем исходя из сегодняшнего времени. А если говорить про Реформацию, 16-й век, это то же самое. Лютер ведь переводил Писание на немецкий язык, сочинял гимны, пел их под гитару практически. То есть, делал проповедь понятной для простого немецкого крестьянина».
«Вы ведёте на Youtube свой канал. Зачем вы это делаете? И что вы хотите этим сказать?»
«Во-первых, идея была – отвечать на вопросы, которые часто задаются. Более типичные вопросы мы стали брать и давать на них ответы».
«Наиболее типичный давайте рассмотрим».
«Чем лютеранство отличается от христианства? Это вообще неправильно сформулированный вопрос. Чем лютеранство отличается от православия – люди хотят спросить. Прежде чем говорить об отличиях, надо всегда в голове держать главное. Общего больше. Отличия, конечно, тоже есть. Мы не обращаемся с молитвой к святым. Не используем мощи, немного другое отношение к иконам. Это то, что на поверхности. Естественно, есть глубокие теологические вопросы. Диалог православной и лютеранской церкви идёт 500 лет».
«Не кажется ли вам, что в наше время, в век соцсетей, когда есть такое явление, как хейтерство, эта тема коммуникаций обретает особую значимость? Мы стали больше не любить друг друга! Из-за интернета того же самого»
«Хейт – он более на поверхности. Вот, приходит человек в кафе, ему что-то не понравилось, он напишет про это. Если понравилось, он не напишет, скорее всего. Если ты проявляешь активность и делаешь это публично, будь готов к тому, что ты хейта словишь – мама не горюй».
«Как вы сохраняете интерьер, какая у вас концепция развития этого уникального памятника? Где деньги берёте?»
«Мне кажется, не единственная церковь, которая отчитывается за то, сколько денег мы получаем. И за 2018 год мы отчитались – чуть более 5 миллионов. С мероприятий, пожертвований. Это памятник федерального значения, значит, он служит всей стране. Это не только центр религиозный, но и культурной жизни. И мы рады, что можем быть таким центром и служить людям».
«Какое самое таинственное место здесь? Или какая-то загадка неразгаданная?».
«Есть самое таинственное место – это богослужебный зал. Самое мистическое, самое загадочное проходит у нас на литургии. Рады мы всем: лютеране – не лютеране, буддисты – пофигисты… Все приходите, всем будем рады».
«Давайте представим себе, будто я такой же, как вы, пришедший на рок-концерт впервые в церковь, молодой, неопределившийся человек. И я хочу обратиться к вам: зачем мне нужно идти к Богу?»
«У нас миссионерская стратегия такая: мы вас ни в чём переубеждать не будем. К нам приходит 100 тыс. человек в год. Мы не занимаемся пропагандой. У нас нет задачи убедить человека, что он живёт не так. Мы говорим о тех вещах, которые нам ценны. И если человек находит отклик в своём сердце, что ему это тоже ценно, мы ему рады, не вопрос. Двери лютеранской церкви открыты не только на вход, но и на выход. Никто тебя здесь не удерживает, не хочет в голову вбить какие-то идеи. Мы живём, мы верим, как мы верим, для нас ценно, что для нас ценно. Если идеи для тебя тоже ценны, мы можем рассказать, поделиться. Не вопрос».
«А зачем жить?»
«Мы уже живём, это данность. Другое дело – какая цель. Когда ты видишь ценность своей жизни не только в коротком промежутке, что ты проживёшь на земле, а жизни вечной. Тогда ты начинаешь совершенно по-другому относиться и к сегодняшнему дню. Есть призвание. И его нужно услышать. Это шаблонно не бывает. Не как по трафарету нарисовал, как правильно жить. Человеческая жизнь – она такая тонкая, и каждый человек индивидуален. Снежинок одинаковых нет. И людей одинаковых не бывает».