Петербург как безграничное поприще для исследований, открытий и сенсаций. Почему в нашем городе всё время что-то находят, причём почти на каждом шагу? И как эти находки по-новому открывают историю? Репортаж Натальи Бандуриной.
Наталья Бандурина,корреспондент: «По дороге на работу, да и вообще, в любое свободное время я пролистываю новостную ленту, уверена, что не одна я так делаю. Очень много новостей из Петербурга – серьезная федеральная повестка, а есть наши городские сенсации, которые для меня лично и есть самое ценное в этом огромном информационном потоке».
Мой приятель, который живет в Риме, говорит – строить что-то в этом городе очень сложно, обязательно наткнешься на что-то до нашей эры. Там даже метро не могут из-за этого достроить. Понятно — Рим. А это Петербург, центр города, угол Вознесенского проспекта и Фонтанки. Неожиданно под асфальтом оказался целый торговый квартал. Здесь был самый большой городской рынок — Ново-Александровский.
Удивительно, но кирпичные перекрытия — арки — в прекрасном состоянии. Такое впечатление, что эти каменные лабиринты просто законсервировали в свое время. Даже язык не поворачивается назвать это развалинами.
Максим Глухов,начальник городской археологической экспедиции: «Хорошо сохранился Владимирский пассаж, на котором мы находимся, все остальные сейчас под зданиями. Масштаб, безусловно, значим и архитектурно, и социально».
Найденные стеклянные бутылки, весы плафоны – всё указывает на рыночное прошлое. Здесь, кстати, можно было купить всё что угодно. В одной части, как сейчас бы сказали, секонд-хенд, в другой новые вещи – модная одежда и даже мебель красного дерева. И все же основной контингент – покупатели небогатые, жители окраин.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Вот также как и на Сенном рынке можно было провести не один час. Это был целый ритуал – здесь можно было узнать все последние новости, поторговаться. И можно было даже ничего не покупать. Общение — прежде всего».
Это было поистине монументальное сооружение. Пассажи тянулись от набережной Фонтанки до Садовой улицы. В 1932 году здание снесли. На его месте построили общежитие для студентов института Текстильной промышленности.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Это сейчас одна из доминант Васильевского острова. До недавнего времени вид на храм был испорчен серым административным зданием монтажной конторы комиссариата авиационной промышленности. В самой церкви расположился завод – под его нужды все внутри перестроили.
На первом этаже работали на станках – вытачивали детали. В стенах храма была врезана арматура для устройства подъемников и системы вентиляции. Лики святых попросту закрасили масляной краской. Реставрация началась в 97-м году, с трудом верхний храм восстановили, это был настоящий подвиг.
Но настоящее открытие было впереди. В нижнем пределе. На арочном своде открылась уникальная роспись. Такой нет ни в одной церкви Петербурга. Изображение Новозаветной троицы, Архангел приносит благую весть Богородице. Техника – масло по штукатурке. Считалось, навсегда утерянная техника. Это было настоящее чудо, когда ее обнаружили. И сохранности этой росписи, как ни странно, храм должен быть благодарен петербургским наводнениям. Из-за того, что первый этаж постоянно затапливало своды, расписали маслом.
Александр Раздобурдин,художник-реставратор: «Храм был затоплен примерно метр-полтора и темперная краска. Это потрясающая техника, лики так тонко прописаны».
Сейчас сюда заходят за модным платьем, а в 19-м веке выстраивалась очередь за молоком и мясом. Лавка пользовалась популярностью, кроме хороших продуктов, отличный интерьер. Пасторальными пейзажами с сюжетами деревенской жизни украшены стены – керамическая наборная плитка на полу.
Всей этой красоты не было видно на протяжении десятилетий. Плитку закрывали деревянные доски. Потом уже в пост перестроечные времена – гипсокартон. Во время ремонта, еще в 2014-м году, случайно нашли оригинальный интерьер. И даже тогда не придали этому значения. Только совсем недавно – год назад панно заинтересовались в Комитете по охране памятников. И теперь плитка под охраной.
Виктор Воронин,начальник государственного учета объектов культурного наследия КГИОП: «Я не знаю ни одного случая, дошедшего до нас в таком объеме, таких интерьеров».
Наталья Бандурина,корреспондент: «Набережная реки Пряжки. Октябрь, лодки рядом нет. Да и я здесь ни с целью порыбачить. В данный момент я — «грязевед». Новое направление в исследовании города. А именно городских рек. В Англии сейчас это очень модно – искать на дне различные артефакты. В Петербурге за 300 лет, конечно, не так много всего накопилось, как в Лондоне. И все же находки, порой самые неожиданные, происходят».
Ксения – основоположник движения в Петербурге. По колено в грязи прошла не один десяток километров городских рек и каналов. В её коллекции – флаконы из матового стекла для духов начала 20-го века – уникальная вещица, литографические камни для печати объявлений дореволюционных газет и перламутровые пуговицы. Забытые и выброшенные в прошлом ненужные вещи —сокровища в настоящем.
Ксения Сидорина,грязевед: «Вот этим всем я хочу показывать людям, что история вокруг нас, и она все еще рядом, вот этот осколок я нашла в реке, а эту тарелку я купиала на «Авито». Они из одного сервиза, я хочу дать возможность людям достраивать эти картины. Это самое важное для меня».
Из осколков керамической посуды она делает магниты на холодильник. Если удается собрать что- то целиком, всегда радуется. Ведь так вещь, которой может быть 150 лет, получает новую жизнь. Это такой азарт, помноженный на любовь к городу. Открытия, наши городские сокровища прямо у нас под ногами. Нужно только приглядеться. Сколько их — одному Петербургу известно. Но он готов делиться своими секретами.