Что лишний раз вспоминать, что весь наш город – огромный музей? Ничто не прибавить к известной репутации. Мы все к этому привыкли до такой степени, что представляем себе музей как город, в котором улицы и дома как стояли, так и должны стоять.
Музей же современный – это не место нахождения искусства. Он сродни театру, в котором одним и тем же репертуаром не проживешь. Необходимы премьеры. Неожиданные, яркие, новаторские. Среди положительных примеров часто вспоминают Петергоф. Несмотря консервативный статус заповедника, его сотрудники многие годы подряд выстреливают яркими современными премьерами – «Государевы потехи» или «Петербургские дачники».
Так вот, одна из последних затей музея вновь уводит в сторону от привычных всем красот, в Ораниенбаум. Реставрационные работы, похоже, воплощаются в постоянный праздник – День Ринальди, в честь одного из самых известных зодчих классического Петербурга. За постановкой классики в музейном деле давно следит Александра Мымрина.
Почётный караул, одетый по форме середины XVIII века, барабанная дробь, выстрел пушки – новая традиция Ораниенбаума заложена. Почётные ворота бывшей крепости Петерштадт вновь открыты. Первая сохранившаяся постройка Антонио Ринальди в России, теперь ведущая в никуда – крепость время не пощадило, обзавелась золочёным флюгером и «яблоком». А еще нежным, аутентичным цветом фасада и массивными воротами. Каким их задумывал сам Ринальди. Первый зодчий, удостоившийся персонального праздника.
ЕЛЕНА КАЛЬНИЦКАЯ,генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Такое место как Ораниенбаум – оно абсолютно ринальдиевское. Первый памятник, поставленный этим архитектором. Уж больно архитектор петербургский. Конечно, можно сделать и день Растрелли, и день Фельтона. Для Ораниенбаума Ринальди – человек знаковый. И время такое хорошее, осеннее. День его рождения, день закладки Мраморного дворца. И очень много он нового сделал для русской архитектуры».
Именно в Ораниенбауме многообразные таланты итальянца проявились в полной мере. Он проектировал не только сами дворцы и павильоны, но и их внутреннее убранство, а также мебель. И это с такой требовательной заказчицей как Екатерина II, писавшей, что это для неё «развлечение, которое могло развивать воображение». Фраза, какую от заказчика не хотел бы услышать ни один архитектор.
Но гений Ринальди воображению Екатерины угодил. В особенности в Китайском дворце. Сейчас реставрация полным ходом идёт на западной половине, в комнатах самой Екатерины.
ТАТЬЯНА СЯСИНА,заведующий сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф»: «Мы находимся в любимом кабинете Екатерины, здесь играли в карты, здесь уютная, тёплая атмосфера. Панно, которые мы видим, созданные мастером Шталмейером в XVIII веке для Екатерины. Они примечательны тем, что до них ранее не дотрагивались реставраторы. Это большой подарок – увидеть так, как это было создано».
Венецианские плафоны, китайский декор, шёлк, стеклярус, амарант, персидский орех. Дворец по праву называли «подлинным чудом, полным чудес XVIII века», сравнивая с сонатами Моцарта – за лёгкость и виртуозность исполнения. Дворец жил и менялся, как именно – отражено в реставрации. Проступили диковинные птицы, воссоздан эффект трельяжной решётки, ожили фантазии на тему Китая европейца XVIII столетия.
ТАТЬЯНА СЯСИНА,заведующий сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф»: «Придя в этот дворец, пройдя по нему, ты чувствуешь себя в этой эпохе. Он прекрасно сохранился, здесь не было таких доделок, как в других дворцах пригородных. Чувствуешь историю, когда ты прямо там. Не просто помпезные залы с кучей позолоты, а что-то родное, интимное, что говорило о вкусе хозяйки и её устремлениях».
СЕРГЕЙ ПАВЛОВ,главный архитектор ГМЗ «Петергоф»: «При всей моей любви к Петергофу, Царскому селу – это памятник ленинградской школе реставрации. Чтобы понять, что там подлинное, надо быть специалистом. Здесь мы можем тактильно пощупать, как работал тот же Ринальди со своими помощниками».
О вкусах монарших особ расскажет и павильон Катальной горки. После реставрации здесь планируется музей «Государевы потехи-2» – истории о балах, театрах, охоте, возможно, даже адюльтерах…
Тихоня, на которую не обращают внимание – так долгие годы воспринимался Ораниенбаум на фоне других музеев-заповедников. Но эта эпоха подходит к концу. В 2023-м мы увидим новый, блестящий Ораниенбаум.