Совсем скоро, 19 октября, будет отмечаться День Царскосельского лицея. В этом году его ожидают особенно, ведь 2019 – юбилейный для «нашего всего», исполнилось 220 лет со дня рождения Пушкина. И в честь этой даты новую постановку по мотивам повести «Пиковая дама» готовят в Театре балета имени Якобсона. Творческая команда – интернациональная и именитая. За сценографию отвечает Эцио Фриджерио, работавший с Бертолуччи, Нуреевым и Витторио де Сика. Художником по костюмам выступит оскароносная Франка Скуарчапино, удостоившаяся «золотого болванчика» за работу над фильмом «Сирано де Бержерак».
Кстати, в эти дни синьора Скуарчапино гостит в Петербурге и подробнее о ее визите мы расскажем в следующих выпусках программы. А сейчас поговорим об уже упомянутом «Сирано».
Новый спектакль по Ростану в театре «Мастерская» поставил Александр Баргман. Вячеслав Резаков побывал на премьере.
Да, их полно здесь. Как говорит чуть ранее де Гиш: «Плащи же герцогов порой влачат иллюзии, как ваше платье – мертвые листы». Ворох опавших иллюзий устилает сцену, их передают и швыряют друг другу в лицо герои старой пьесы о гасконском забияке, чей гордый профиль мог – как Д'Артаньян – слыть гимном кубку, счастливому клинку, а стал вечным укором красавице, не разглядевшей под самым носом этим его любовь. Успех истории во многом кроется в том, что никто до сих пор не дал внятного объяснения поведению героев.
Неужто вправду нос, да что угодно могло остановить! Его – пером и шпагой сокрушавшего любого. И точно также нужно быть слепой, чтобы 15 лет не замечать любви поэта. Режиссер Александр Баргман не снизошел до новых эксцентричных ответов на этот вопрос. Существование на сцене вполне оправдывает сама иллюзия театра. Здоровые люди не занимаются искусством, и влюбленного человека нормальным не назовешь. Так почему бы нам просто не послушать, как он свою жизнь превратит в стихи?
В аду Данте тоже самое говорят Франческа и Паоло: «Мы о своей любви не знали, мы о ней прочли…». «И книга стала нашим Галеотом». Любовь из книг – сверхиллюзия. Куда с ней тягаться жизни! В ней нет ничего достойного ее. Прекрасную любовь не покупают. И здесь важно не то, что ты способен дать, а что не можешь. Не для Роксаны, а для себя Сирано – некрасив и беден. И точно также красавчик Кристиан осознает себя прежде всего глупцом. И даже де Гиш, не слишком благородный, не смеет предложить ей благополучие – самое главное по мнению Сирано. Здесь каждый хочет, чтобы его любили просто за то что он – это он. Но, взвесив на весах абсолюта, отказывает себе в этом праве, с тоской оглядываясь на соседа. Просто Сирано один может это выразить в сильных словах.
Любовь делает слабым – это действительно смешно. Об этом – и божественная и эта героическая комедия, затянувшаяся на 15 лет. И могла и бы и дольше. Иван Тургенев отозвался о похожей истории: «Слабые люди никогда ничего не кончают. Они только ждут конца». Вот и Сирано дождался, когда жизнь поставит точку в его поэме – «бревном по голове». Роксану – как обухом.
Ворохом стихов, в одну секунду облетевших к подолу ошеломленной женщины. Иллюзии… У всех них есть одно фундаментальное свойство: рано или поздно, но они всегда предают. Оставляют наедине с жизнью, которая вся в эти минуты представит таким предательством? Для этого мы и ходим в театр, чтобы тут же, буквально в стык, показать иллюзию. Что-то вроде того: где-то в безмятежье серебряной Луны встретились два друга в лучах своего таланта и в безмятежье простоты. Свет настоящей любви, освобожденной от земного. Роксана, прощай навсегда!