Кто в нашем городе точно мыслит глобально, так это Государственный Эрмитаж. В нынешнем году ему исполняется 255 лет. И свой юбилей музей встречает на самых высоких оборотах – проводит выставки-блокбастеры здесь, в Петербурге, выступает куратором Российского павильона на Венецианской биеннале, планирует открытие новых филиалов как в стране, так и за ее пределами. Например, в Шанхае и Барселоне.
А крупнейшее из уже действующих зарубежных представительств музея – «Эрмитаж-Амстердам» – отмечает свое 10-летие. Недавно там открылась выставка «Драгоценности! Блеск Российского двора». Увидеть своими глазами лучших друзей девушек и не только посчастливилось корреспонденту телеканала «Санкт-Петербург» Павлу Богданову.
Поздний вечер. Выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» давно закрыт. Но здесь ждут особых гостей. Прямо из аэропорта сюда едет делегация из Петербурга во главе с замдиректора Эрмитажа Георгием Вилинбаховым.
То, что мы сейчас покажем, обычно остается за кадром. Профессор Вилинбахов и кураторы выставки обходят зал за залом, внимательно осматривая каждый экспонат. Кажется, что слишком многое еще не готово. Но не пройдет и двенадцати часов, и два этажа выставки «Драгоценности! Блеск Российского двора» будут открыты для первых посетителей.
Что наверняка привлечет публику на выставку «Драгоценности» помимо внешнего блеска – мощная историческая подоплека. Ведь своими глазами можно увидеть украшения, которые носили представители династии Романовых. В том числе и в начале ХХ века.
Мартин Аккерман,историк ювелирного дела: «Во время революции многие из драгоценностей были изъяты советской властью. Одни отданы в музеи, другие и вовсе проданы, в том числе на аукционе «Кристис» в Лондоне. А с аукциона их продали дилерам. Именно так многие ценности попали к английской королевской семье. Например, королева Мария купила драгоценности Романовых в обычном ювелирном магазине в Лондоне».
Но показать только украшения было бы слишком просто. В результате долгих дискуссий родилась концепция выставки. За каждой витриной должна быть своя история, которая дополняется портретами реальных людей. Настоящая игра в ассоциации.
Биргит Буленс,куратор отдела выставок центра «Эрмитаж-Амстердам»: «Самое удивительное на этой выставке то, что ты можешь сравнивать драгоценности и картины, на которых они изображены. И все это находится в коллекции Эрмитажа. Например, на этой работе графиня Самойлова. И она носила ровно такие платья, ровно такие драгоценности. Вот так мы получаем возможность рассказать историю не в общем, а про конкретных людей».
От частного к общему – и в идее дизайна. Выражение «все гениальное просто» здесь более чем применимо. Карло Винандс пришел из мира высокой моды и шутит, что в отличие от большинства мужчин даже в зеленом может различить более трех десятков оттенков.
Карло Винандс,дизайнер выставки: «Я был вдохновлен этим драгоценным букетом. Он принадлежал императрице Елизавете. Я взял отсюда все самые главные цвета для оформления выставки. И самый главный, в котором оформлен большой зал. Здесь также можно увидеть голубой, розовый. Я хотел использовать много света так, чтобы возникал искрящийся эффект. То, что мы сейчас называем вечеринкой, раньше называлось балом. И все женщины могли ходить по этому залу в этих платьях и драгоценностях. И сравнивать друг друга, выясняя, кто же королева бала».
На светский раут была похоже и пресс-конференция выставки, где рассказывали о главных представленных экспонатах. Несмотря на ранний час, многочисленные представители голландской прессы внимали с воодушевлением. Именно им предстояло написать первые восторженные рецензии.
Паола Ван де Вельде,культурный обозреватель газеты Telegraaf: «Захватывающая выставка для меня как для женщины. Мы все любим драгоценности, я представляю, как могла бы выглядеть в этом платье с этими украшениями. Это очень привлекает».
Общеизвестный факт: Петр Первый вдохновлялся Голландией и во многом переносил опыт Нидерландов на российскую землю. Но связи наших стран этим не ограничились. Дочь Павла Первого Анна Павловна была замужем за голландским королем и родила ему наследников. Быть может, поэтому в Нидерландах с таким интересом отнеслись к новой выставке в Эрмитаже на Амстеле.