Все мы знаем, какие фильмы снял Тарантино. А какие он любит смотреть? Почему культовая картина «Человек-амфибия», которая была снята на «Ленфильме», стала, по сути, учебным пособием для голливудского режиссёра? Репортаж Натальи Бандуриной.
Наталья Бандурина,корреспондент: Это был первый в мире фильм, большинство сцен которого были сняты под водой. Изобретениями, созданными прямо на съёмочной площадке, пользовались потом в Голливуде. «Человек-амфибия», шедевр легендарной киностудии «Ленфильм», в 62-м году фильм посмотрели 65 млн. человек.
Первый вопрос — почему «Ленфильм»? Где знойный Буэнос-Айрес, и где серый дождливый Ленинград с его киностудией? Ответ простой: только здесь, у нас, нашлись смельчаки, можно даже сказать авантюристы, режиссер Владимир Чеботарев и оператор Розовский, которые решили во что бы то ни стало снять этот фильм. На тот момент, к слову, никто не знал, как это сделать. Не было ни техники, ни опыта — ничего. Хроника побед и поражений зафиксирована в документальном фильме.
Александра Массарского называют первым советским каскадером. Это он дублировал Павла Луспекаева в «Белом солнце пустыни», Высоцкого в «Интервенции». Всего за плечами 300 картин. «Человек-амфибия» — особенный. Там он не просто был постановщиком трюков — это он придумал специальные герметичные боксы для кинокамер, способные выдержать давление.
Александр Массарский,каскадёр, член Союза кинематографистов России: Трудно было бороться с течением, нужно было солнце, хотя уходили под воду. На глубине 10 метров уже исчезает красный цвет, нужно было с оптикой бороться, кадр сужался, когда между тобой и объектом много мутной воды.
Подводный павильон построили на Черном море, недалеко от Севастополя. Как бороться с кромешной темнотой на глубине? Обычные осветительные приборы не работали. На помощь пришла авиационная промышленность. Съемочной группе выделили сверхмощные прожекторы.
Наталья Бандурина,корреспондент: В архивах киностудии хранятся уникальные документы, вот фотографии с теми самыми прожекторами, а вот дублер Коренева, который готовится продолжить заплыв.
Свои опыты с подводными съемками мы проводим в том самом бассейне университета имени Лесгафта, в котором перед экспедицией в Крым, 60 лет назад тренировалась вся съёмочная группа «Амфибии».
Это, наверное, первый раз, в ленинградском бассейне на дно опускаются художники-осветители.
А теперь, внимание. На то, чтобы снять один единственный эпизод с аквариумной рыбкой, имея при себе водонепроницаемую современную камеру gopro, у нас ушло больше 2 часов.
А теперь представим 61-й год, снимают на пленку, ее мало, дублей много. Кислород в аквалангах кончается очень быстро, гидрокостюмов нет. Валерий Голубев стоял у истоков подводных съемок в Советском Союзе, говорит, в то время это был энтузиазм, помноженный на счастливый случай.
Валерий Голубев,инженер подводно-технического съёмочного комплекса: Туда вставлялась пленка, ее влезало 60 метров. А что это такое — это две минуты одеваешь акваланг, кое-как поднимаешься, потом неделю проявлять, вскрытие покажет, а режиссер говорит: нет, мне не нравится, давайте еще раз.
До нашего фильма, в том числе и в Голливуде, подводную жизнь только имитировали. Прием назывался dry-for-wet, в переводе «сухое вместо воды», это когда в павильоне актеры двигаются медленно, впервые это сделали в 1924 году на картине «Багдадский вор». Сами видите, как это сейчас карикатурно выглядит. Фильм «Человек-амфибия» совершил революцию в кинематографе, потому как там не имитировали, там все было по-настоящему.
Костюмы. В стране нет синтетики. Что такое пайетки, блестки по-простому, никто не знает, а задача стоит сложная — необходимо как можно достоверней сымитировать рыбью чешую. Наши костюмеры совершили невозможное. Они взяли обрезки кинопленки и вырезали больше десяти тысяч пайеток, вручную покрасили лаком, а потом по одной пришили на ткань.
Тамара Агаджанян,экскурсовод: Вечером на всю ночь собрались мужья мастериц у кого-то дома и всю ночь дыроколили эти пайетки. И к утру нарезаны эти тоненькие.
Вот так, в прямом смысле слова костюм Ихтиандра соткан из сотни кинолент Ленфильма того времени. Какую именно пленку и какого фильма, уже никто не вспомнит, конечно, но это факт. Может поэтому возлюбленный Гутэере так расположил к себе зрителя, которого пытались повторить спустя 60 лет в образе чудовища из голливудского «Формула воды». А знаменитая финальная сцена очень сильно напоминает нашу.
Еще одна революция на то время — в музыке. И совершил ее тоже наш ленинградский композитор, легендарный Андрей Петров. Эту песню, сразу после выхода фильма на экраны без преувеличений пела вся страна.
Действительно, девиз того времени — «сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь». Но спорить с этим мотивом не смог ни всесильный Обком партии, ни директор киностудии.
Наталья Бандурина,корреспондент: Шляпа, бусы, перчатки, обычный сценический наряд сегодня, но не для 61-го года. Тогда это было недопустимо, именно поэтому актриса появляется в кадре всего на 6 секунд, все общие сцены вырезали.
Только на фотографиях остался образ певицы — в черном трико. Именно это сочли стриптизом и запретили к показу. Этот фильм и правда как будто не советский что ли, как будто не из того времени. Стильный, красивый, модный. Именно поэтому им восхищаются до сих пор во всем мире.
Наталья Бандурина,корреспондент: Даже сегодня, когда благодаря спецэффектам можно увидеть, как летит пуля, заглянуть инопланетянину прямо в глаза, фильм, которому без малого 60 лет, остается непревзойденным шедевром в жанре фантастика. И создан он не в Голливуде, а у нас на Ленфильме — это потом будет «Титаник», «Бездна» и «Посейдон». «Человек-амфибия» остается номером один.