На этой неделе отмечается Всемирный день археолога. А над чем сегодня работают специалисты из Санкт-Петербурга? Какие открытия они уже совершили? И какие тайны могут скрываться у нас под ногами? Репортаж Антона Цумана.
Главный двор Зимнего дворца, традиционная очередь туристов перед входом в Эрмитаж. Но, наверное, мало кто из них догадывается, что прямо под булыжной мостовой лежат следы Петербурга Петровских времён.
Выяснить удалось многое, например, подтвердить исторические границы усадьбы адмирала Апраксина, которая раньше находилась на этом месте. Отыскать дворцовое крыльцо авторства Растрелли. А так же найти некоторые детали быта солдат 18 века на деревянном полу бывшей караулки.
Жители Красногвардейского района, которые часто прогуливаются по народной тропе вдоль берега Охты, порой и не подозревают, что на самом деле гуляют по улицам шведского города Ниен.
Руководитель экспедиции археологов Пётр Сорокин рассказывает: о городе было известно ещё из исторических документов, а первые следы обнаружили только в 1992 году. Теперь здесь даже при ремонте трамвайной линии без археологов не обойтись. И в этом весь Петербург — даже банальный ремонт дороги дает возможность прикоснуться к истории.
Колхозное поле в окрестностях посёлка Кёрстово. 100 километров от Петербурга. Прямо посередине — пёстрые палатки. Археологическая экспедиция в самом разгаре.
Предметы быта из ритуальных захоронений возрастом более 18 веков. Сделать археологический раскоп — это не просто вырыть яму в земле, а аккуратно, слой за слоем очистить древний памятник для дальнейшей фиксации. Даже взятая земля тщательно просеивается. И данные с этого могильника поистине бесценны. Мелкие фрагменты помогут антропологам больше узнать об обитателях этих мест. Артефакты помогут историкам лучше понять быт эпохи. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
«Копнем» ещё глубже. В те времена, когда не существовало не то что археологии, а человечества вообще. Вот, например, как говорят специалисты, керн, добытый из пробуренной прямо во дворе Геологического института на Васильевском 200-метровой шахты.
Получается, благодаря геологам можно подтвердить, что связь Петербурга с морем можно проследить на сотни миллионов лет назад. За что их часто называют «глубинными археологами». Действительно, горные породы могут очень многое рассказать. Вот, например, окаменевший панцирь древнейшей рыбы, а вот ходы древних червей в кембрийской глине. Той самой, в которой сейчас залегает наше метро.