Юля Чеснокова,корреспондент: Пятый год подряд в рамках фестиваля «Точка доступа» театральные пространства открываются в самых неожиданных уголках Петербурга: в залах суда и экскурсионных автобусах, в старинных петербургских квартирах и даже на вокзалах. С Ладожского, например, до конца этого июля можно отправиться не только в Мурманск, Петрозаводск и Адлер, но и пойти на спектакль. Через панорамные окна Ладожского вокзала открывается вид и на исправительную колонию, и на кварталы новостроек, вдаль убегают железнодорожные пути. На что же предлагают нам посмотреть авторы проекта «Прощай» через этот телескоп?
Где-то в городе установлено табло с бегущей строкой. Через оптику удаётся рассмотреть, с чем в Петербурге нам пришлось распрощаться. Это и игры во дворе без присмотра родителей, и распределение после университета, и ни с чем не сравнимый пломбир из детства, и даже доллар за 30 и санкционный пармезан.
Надежда Шаварина,участница фестиваля: Много фраз, которые очень актуальны. Совсем актуальные — прощай ларьки, прощай Апрашка. Некоторые фразы я там не поняла, например, прощай восточное гостеприимство. Почему прощай?
Поломать голову петербуржцев заставил мастер инсталляций из Голландии Дрис Верхувен. С его подачи уже 8 лет люди в разных странах мира вглядываются в прошлое своих городов и себя самих.
Дрис Верхувен,режиссёр (Нидерланды): Вокзал для такой саморефлексии, как мне кажется, место просто идеальное. Мы не задерживаемся здесь, прощаемся с кем-то или с нами прощаются. И это отличное место, чтобы заглянуть внутрь себя, подумать обо всём, что происходило в нашей жизни, в наших городах, вспомнить то, что уже навсегда попрощалось с нами. В обычных театрах я никогда не работал. Инсталляциями занимаюсь уже 15 лет и всегда ищу для них места, подобные этому, где реальность и искусство встречаются. Ведь когда ты заходишь в театр, ты уже знаешь, что увидишь здесь лишь отражение реальности. Я же хочу создавать ситуации, когда зритель смотрит на саму реальность.
Если голландский проект даёт петербуржцам вспомнить свой город, то французы пошли ещё дальше: их постановка создаст аудиопортрет мегаполиса.
Филипп Вулах,директор фестиваля «Точка доступа»: Как звучит город, каковы его реплики, как город разговаривает, какие объявления можно услышать в Санкт-Петербурге. Они собрали большую энциклопедию из этих записей, которая легла в основу французского спектакля под названием «Jukebox Петербург».
Вдохновившись творчеством зарубежных и российских режиссёров, участники фестиваля смогут создать эскиз собственного спектакля. Для этого в университете Герцена открыли театральную лабораторию с опытными наставниками. Результаты такого творчества — театр будущего — покажут в финале фестиваля 29 и 30 июля.