В этом выпуске Юрий Щербаков рассказывает, какие тайны хранит дно Северного Ледовитого океана.
Юрий Щербаков, корреспондент: «Порой кажется, что время не властно над Арктикой. Особенно весной, когда начинается полярный день, даже ночью солнце опускается к линии горизонта, после чего долго ползёт вдоль неё, чтобы потом снова встать.
Благодаря современным технологиям, мы можем показать целые сутки за несколько секунд. Этот популярный на монтаже приём называется "таймлапс". Этим самым таймлапсом наша планета пользуется уже миллиарды лет.
На этом столе донные отложения с глубины более 400 метров. По факту, всё это геологическая история развития северных широт за последние несколько десятков тысяч лет. При более детальном изучении можно подробнее ответить, как развивалась наша планета за всё это время».
Алексей Крылов, начальник геологического отряда: «На самом деле, по предварительным нашим прикидкам здесь тысяч от 50 до 100. Точнее можем сказать после детального анализа в лаборатории. По моим предварительным прикидкам, с этой линии начинается галоцен, тот период, в котором мы сейчас живём».
— У меня в голове не укладывается, сколько оставшаяся часть донных отложений пережила цивилизаций. Это настоящая история. Но это всего лишь 50 – 60 тысяч лет. Потому что возраст нашей Земли…
— 4,5 миллиарда лет.
— И всё это мы знаем благодаря геологам. Правильно?
— Абсолютно.
Виктор Богин, ведущий инженер-геолог: «Бокс-Корер — это прибор для отбора ненаружной пробы грунта глубиной примерно 50 сантиметров. То есть верхняя часть дна. Когда опускается на дно, короб врубается в грунт. Мы получаем ненарушенную пробу. Себе берём, биологам даём и всем остальным».
— Один из главных инструментов, помимо Бокс-Корера, как правильно называется?
— Она называется гравитационная трубка. Прямо втыкается под собственным весом.
— И пробивает дно.
— Да. Здесь специальный невозвратный клапан, когда внедряется в грунт – спокойно наполняется, когда идёт наверх — лепестки закрываются, он не пускает.
Юрий Щербаков, корреспондент: «Для меня геолог — человек, который в первую очередь изучает землю. Где здесь земля?»
Сергей Малышев, ведущий инженер-геолог: «Пробу мы загружаем в колбу, размываем потом при помощи насоса и дегазируем»
— То есть можно предположить, сколько драгоценных углеводородов находится?
— Можно предположить. Нужно померить.
— Я так понимаю, настало время подогнать сюда нефтяную вышку.
— Нужно очень много этапов, геодезических исследований, геохимию нормальную площадную сделать. Много всего. До подгона вышки ещё очень долго.
— Так или иначе, всё начинается с геологов.
Юрий Щербаков, корреспондент: «А ещё геологи – невероятно творческие люди. Особенно когда дело касается поздравления с днём рождения Виктора Артёмовича Богина. Звучит его любимая композиция».