Диорама — всего лишь формат. Лентообразное полотно, расположенное полукругом. С предметным передним планом.
Содержание может быть любым, но во второй половине XX века в Советском Союзе диорамы стали особой художественной формой сохранения памяти о важных событиях Великой Отечественной войны.
Подвиг рядового Дмитрия Молодцова, закрывшего телом амбразуру вражеского ДЗОТа, наступление роты Ивана Лапшина, первой захватившей немецкие траншеи, выступление военного оркестра, давшего сигнал к началу пехотной атаки и уникальная переправа тяжелой танковой техники по льду Невы. Эти события, конечно, не происходили одномоментно… Но сведены вместе на полотне площадью 320 квадратных метров, где развернута панорама тяжелейших боев, продолжавшихся неделю — с 12 по 18 января 1943 года — и приведших к прорыву блокады Ленинграда.
Диорама — всегда лентообразна. Наша — длиной 40 метров — создавалась несколько лет в начале 1980-х. По эскизам опытных художников-баталистов Владимира Селезнева, Константина Молтенинова и Бориса Котика. Сначала в актовом зале Нахимовского училища, затем ирония позднего застоя — в торговых залах рыбного магазина «Океан» на Петроградской стороне. А когда павильон диорамы был достроен, части монументального полотна перевезли в сопровождении матросов крейсера «Аврора». И еще больше полугода художники работали здесь, в люльках, подвешенных к потолку, заканчивая роспись, уже в содружестве с макетчиками, создававшими то, что является обязательной частью любой диорамы и называется «предметным планом».
Диорама «Прорыв блокады» была открыта к 40-летию Великой Победы, в мае 1985 года. Она стала последней масштабной диорамой, созданной в Советском Союзе. И остается единственной, написанной ленинградскими художниками-баталистами.