Казалось бы, барствующий западник Тургенев — последний оплот традиционалистов. Но нет, и его литература легко трансформируется в некое подобие беккетовского абсурда.
И у молодого режиссера из Белоруссии Алексея Демидчика это получилось весьма органично. Знаете ли, такой «забавный Тургенев».
Николай Рощин, предлагая участникам «Лаборатории» поэкспериментировать на тему романа Тургенева «Дым», явно делал ставку на его полемическую составляющую, на все эти извечные споры западников и славянофилов. Но Алексея Демидчика привлекло другое.
Говорить о серьезном серьезно сегодня немодно, пафос уже давно в нокауте, вместо крови клюквенный сок, вместо эмоций циничная усмешка. А история любви, разворачивающаяся на водах в Баден-Бадене, для актеров — всего лишь неприкрытое лицедейство.
Глядя на этот «Дым», вдруг думаешь, что Тургеневу бы отлично удавались сценарии для немого кино с его заламыванием рук. Кстати, под каток иронии попала и классическая музыка.
Дебютанту Алексею Демидчику зачет, у него получился отличный, бодрый спектакль. Проходит легко. Как дым.