Теплая атмосфера, плотная домашняя развеска, местами почти квартирная в два три ряда на одной стене. Напоминание, что именно так эти картины висят в своей обычной, тихой и непубличной жизни, о которой на ближайшие два месяца им точно придется забыть.
По количеству и уровню медийности пришедших на вернисаж гостей очевидно: у Русского музея случился новый музейный блокбастер. В корпусе Бенуа открылась выставка «Три петербургские коллекции»: семьи Палеевых, семьи Березовских и семьи Наумовых.
Старейшая из представленных — коллекция семьи Палеевых. Единственная сохранившаяся в неизменном виде из крупных профессорских коллекций Ленинграда. 49 лет назад наследники ее буквально законсервировали. Она не становится меньше, но и не пополняется, абсолютно сохраняя вкусовые предпочтения своего собирателя — профессора Политехнического института Ильи Палеева.
Другая коллекция, представленная на выставке — семьи Березовских. Ее начали собирать в конце 1980-х. Благодаря этому тогда многие полотна остались в России. И тогда же у коллекции появилась своя особенность, связанная, конечно, с предпочтениями собирателя: Владимир Березовский сохраняет пласт ленинградского андеграунда и нон-конформистов.
Самой молодой коллекции — Кирилла и Юлии Наумовых — едва 10 лет. Круг их интересов необыкновенно широк. Только у них на этой выставке — первая половина XIX века. Матисс, Ренуар и Тулуз-Лотрек на стенах Русского музея тоже из-за них. Эта коллекция не ограничивает себя только русским искусством. И у них же полотна совершенно запрещенного в советское время эмигранта Павла Челищева. Впрочем, многих значительных художников своего времени крупные советские музеи покупать не могли. Коллекционеры с одной стороны помогали опальным художникам выживать. С другой взяли на себя одну из музейных функций — хранить для потомков художественные срезы разных эпох.