В гостях у программы «Хорошее утро» Ирина Иванова, психолог.
Дарина Шарова,ведущая: Потребление сахара у россиян увеличилось за последний год почти в два раза. С чем это связано?
Ирина Иванова,психолог: Сахар имеет над человеком большую власть. Обратимся к эволюции. В развитии нас как вида мы проходили большие сложности с поиском пропитания. И то воздействие, которое сахар (изначально мёд) оказывал на организм, показывает, что если мы нашли мёд, то какое-то количество времени мы ещё будем живы. Сахар – быстрый углевод, он молниеносно перерабатывается и усваивается, попадает в кровь и питает мозг. Поэтому в мозг идёт сигнал, что мы выжили и всё хорошо. А если мы посмотрим на рост за последний год не только потребления сахара, но и нервно-психических расстройств, то может быть эти вещи связаны между собой.
Михаил Спичка,ведущий: Вряд ли человек, который съедает вечером огромный кусок торта, задумывается об эволюции и собственном выживании…
Ирина Иванова,психолог: Об эволюции ему и не надо задумываться. Пусть он поразмыслит, почему ему хочется вечером съесть этот кусок торта. Особенно, когда вслед за первым куском он не может остановиться, а съедает второй и третий. И это всё равно про работу мозга. Люди находятся в стрессе, и в попытках его снять пытаются заесть.
Дарина Шарова,ведущая: Почему же едят именно сладкое?
Ирина Иванова,психолог: Всё по-разному. У кого-то пунктик на колбасе, а у кого-то на мучном. Пищевая зависимость – такая же зависимость, как и другие. Нам важно понимать, что есть эволюционный момент: когда мы жуём, в мозг поступает сигнал, что всё хорошо.
Михаил Спичка,ведущий: В таком случае лучше применять жевательную резинку?
Ирина Иванова,психолог: Да, жевательная резинка — это не только уничтожение бактерий и неприятного запаха, а и некоторое самоуспокоение.
Дарина Шарова,ведущая: Но ведь есть люди, которые на фоне стресса, наоборот, перестают есть. Это другой тип людей?
Ирина Иванова,психолог: Любые отклонения – это не очень хорошо. Это реакция психики на происходящие с нами истории. Когда речь идёт об отказе от пищи, это такой внутренний отклик на то, что человек столкнулся с проблемой, с которой он ничего не может поделать. Беспомощность и бессилие толкает на отказ от каких- либо действий. Наше тело ведь тоже пытается решать стоящие перед нами задачи, на тревогу оно реагирует увеличением объёма. И, как и со всеми зависимостями, выход только один — через осознание происходящего.
Дарина Шарова,ведущая: То есть всё происходит на бессознательном уровне, и пока мы это не поймём и не осознаем, мы с этим не справимся?
Ирина Иванова,психолог: Совершенно верно. А для тела поесть – способ выйти из стресса. Когда у нас есть трудности с тем, чтобы расслабиться, переключиться, тело нам говорит: «Я знаю способ. Давай зажуём это дело». И действительно, с поступлением пищи в организме запускаются другие механизмы, энергия направляется на пищеварение, и наступает выдох, стресс снимается. Проблема в том, что если у нас нет других способов для переключения, если мы не осознаём, в каком стрессе мы находимся, не умеем сбалансировать отдых и работу, снимать стресс через спорт и хобби, то он будет только накапливаться.
Михаил Спичка,ведущий: А если заменить потребление сладкого на острое? Ведь это тоже яркий вкус и не так вредно, как сахар?
Ирина Иванова,психолог: Говорят, что острое любят люди, которые создают для себя яркость впечатлений. Если мы говорим о людях, которые являются ценителями и знатоками кухни, это не всегда люди, которые потребляют много пищи.