Театр начинается не с вешалки, а с идей, репетиций, эскизов. Театральная кухня, на которую зрителя обычно стараются не пускать. А проект «Генерация» на площадке «Скороход» делает наоборот: не только приглашает туда зрителя, но оставляет за ним главное решение, быть или не быть эскизу спектаклем.
Игорь Сергеев,арт-директор площадки «Скороход»: «Мы хотели помочь молодым — создавать проекты, говорить о том, о чем они хотят говорить, и так придумали формат лаборатории. Раз в месяц молодой режиссер собирает свою команду, показывает эскиз. Обычно в театре как?! Есть большой бюджет, 3-6 месяцев репетиций, ты выходишь и все, это результат. В ситуации лаборатории ты показываешь этап работы, он может быть продолжен, может не быть, или видоизменен. Мне кажется, это такая возможность, которая необходима молодым — дать возможность ошибаться».
Новейшая сгенерированная работа — «Виннипегский волк». Канадский город Виннипег дал миру двух знаменитых животных: медведицу, в честь которой назвали Винни-Пуха — его полюбили все. И Волка из рассказа Эрнеста Сетона-Томпсона, которого не любил никто, кроме мальчика Джимми. Сетона-Томпсона обычно читают детям вроде как Виталия Бианки.
Режиссер Наташа Слащева увидела в его крошечном рассказе о простой человеческой жестокости драму на грани нервного срыва. Но все же о поиске любви.
Наташа Слащева,режиссер: «Притянул изначально образ Волка. Ощущение себя волком очень знакомо людям, особенно в подростковом возрасте, кто-то переживает это и дальше, когда ты один против всех. Это может быть минутное переживание, когда ты едешь с работы, и кажется, что весь мир враждебен, что все люди — уроды. Мы нащупали язык, в нашей работе нет ничего, кроме мелкого реквизита и одного щита. То, из чего состоит наш мир — такая стена, жесткое одеяло, дверь, через которую мы не очень друг друга слышим».
И даже то, что из-за этой двери доносится — чаще грубые и злые слова. Создатели эскиза вдохновлялись пьесами Мартина Макдонаха, в которых от насилия до прощения всегда один шаг. Вот и герои «Виннипегского волка» вспыхивают злостью без видимых причин, отеческая забота, любовь — даже они оборачиваются жестокостью. Но продолжают повторять как мантру: я же хороший человек?!
Наташа Слащева,режиссер: «Мне важно услышать, понятен ли тот язык, которым мы говорим, не теряется ли за формой, трогает ли это?! Может мы сами переживаем то, что переживаем, а зритель остается в стороне?! Но мне кажется, так не должно произойти».
Говорят, человек человеку — волк. Специалисты, как лауреат Нобелевки Николас Тинберген, считают, что все еще хуже. Человек — «единственное существо, которое не годится для своего собственного общества», делает плохо другим, когда ему самому плохо. Хорошо, что кроме ученых есть художники, которые упорно продолжают верить, что это не так.