О здоровом сердце, трансплантации органа и пациентах, которые живут благодаря его пересадке, репортаж Андрея Фёдорова.
В музыке, живописи, кинематографе, литературе и религии — оно умеет плакать, ликовать и ему не хочется покоя. Но этот символ не имеет ничего общего с реальным человеческим сердцем, которое Википедия определяет как «мышечный орган, обеспечивающий ток крови». Мотор, который, иногда подводит.
Андрей Фёдоров, корреспондент: «Вся процедура занимает полчаса. Из них в движении — 15 минут. Относительно недавно ее рекомендовали пройти людям после 40-ка. Но статистика показывает — сердечно-сосудистые заболевания "помолодели" примерно на 10 лет».
Тредмилл-тест помогает выявить целый ряд заболеваний главного человеческого органа, среди них ишемическая болезнь и аритмия. Мне 35 и, оказывается, что я давно в зоне риска.
Елена Хихелова, врач-кардиолог: «Мужчина, как только рождается мужчиной, то уже в зоне риска. У них патологии бывают наследственные, к сожалению, которые появляются в раннем возрасте. И угадать, когда это случится невозможно».
А еще сердечные заболевания занимают первое место в рейтинге смертности. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно от ишемической болезни из жизни уходят 17-ти миллионов человек.
Андрей Фёдоров, корреспондент: «Это уже данные Российской службы государственной статистики за прошлый год. Самый высокий показатель — сердечно-сосудистые заболевания. А теперь сравните его с остальными причинами смерти. Мы специально оставим эту диаграмму на экране на несколько секунд».
И такая статистика почти в каждом городе России. Петербург — не исключение. И это при том, что у нас одни из лучших специалистов. Они пересаживают сердца, а с недавнего времени даже вживляют искусственные.
— Если миокард левого желудочка, то идет сюда мотор, а канюля идет в аорту. Если миокард правого желудочка, то ставится в предсердие, вот сюда, и кровь поступает в легочную артерию.
Как это работает, на пальцах показывает заведующий научно-исследовательской лаборатории Центра Алмазова Петр Федотов. Половина шариковой ручки в качестве примера выбрана не случайно. Приборы, которые сейчас ставят пациентам, примерно того же размера.
Первое искусственное человеческое сердце было разработано в США. Где в 61-м году запустили целую государственную программу по их созданию. Медики работали в связке со специалистами по освоению космоса из НАСА. Именно они знали, как делать мощные насосы.
С тех пор по всему миру было создано около 50-ти искусственных сердец разных видов и размеров. Автор некоторых из них — Майкл Дебейки, тот самый, который оперировал президентов Кеннеди, Джонсона и Никсона, лидеров Ирана и Турции. А еще приезжал в Советский Союз консультировать врачей перед операцией Бориса Ельцина.
Современные технологии спасли уже тысячи жизней. Знакомьтесь — самый накаченный «зомби» Эндрю Джонс. Несколько лет назад у фитнес-тренера обнаружили кардиомиопатию. 27- летний спортсмен не мог даже сидеть, нужна была срочная пересадка. Но донорского органа быстро не нашлось. Парню вживили искусственное сердце на батарейках, которое он носил в рюкзаке.
Заряжать сердце, словно сотовый телефон пришлось и баскетболисту Стэну Ларкину. В ожидании пересадки он проходил с прибором полтора года.
Система искусственного кровообращения спасла жизнь петербурженки Алисы Чупиной. На аппаратах она провела почти 9 месяцев, но все же дождалась своего нового, хоть и мужского сердца. С ним она живет уже 5 с половиной лет.
Алиса Чупина, пациентка Центра Алмазова: «Об этом никогда не забудешь, я об этом всегда помню. Мужское сердце на мне никак не отображается, я истинная женщина, но я знаю, что где-то был человек, который отдал мне свою жизнь».
Но, по словам врачей, Алисе повезло. Часто тяжелые пациенты так и не дожидаются донорского органа. А механические ставят далеко не всем, да и жить с ним можно не больше двух лет. Основные проблемы при вживлении — отторжение, появление кровотечений и тромбозов.
Юлия Сазонова, кардиолог: «Для нас это сложный психологический момент, ведь мы их ведем и теряем близких людей. Сейчас у нас в листе 44 человека, но не все дождутся, в прошлом году было 16 трансплантаций, вы сами можете посчитать».
Андрей Фёдоров, корреспондент: «Найти органы для трансплантации сейчас можно через глобальную сеть, а точнее "Даркнет". Большинство объявлений здесь, конечно, на английском, но есть и на русском языке. Указывается рост, вес, возраст донора, состояние здоровья и, разумеется, вся контактная информация. Цены разные. Почка — 200 тысяч долларов, печень — 140 тысяч долларов, сердце, кстати, не самое дорогое — 120 тысяч долларов, но вот операция по его пересадке — 360 тысяч. Это больше 20 миллионов рублей».
При этом провести такую нелегальную операцию в России точно не получится: карается законом, а доверять самым большим черным рынкам донорских органов в Индии, Китае или Иране, по словам специалистов, не стоит. Поэтому вся надежда на искусственные сердца.
Такого еще не было. На этих кадрах новая разработка специалистов из Новосибирска. Искусственное сердце с дисковым насосом жидкого трения. Пока выглядит непрезентабельно, тестируется на животных и дорабатывается. Но, возможно, что совсем скоро спасет чьи-то жизни. Ученые работают и над новым покрытием. Вместо распространенного титана сердце станет алмазным.
Александр Чернявский, руководитель Центра хирургии аорты и коронарных артерий Сибирского федерального исследовательского центра имени Мешалкина: «Мы на этой неделе начинаем испытание алмазоподобных покрытий на тромбогенность. Мы работаем над совершенствованием формы устройства, над совершенствованием материалов из чего мы делаем. И я думаю, что в ближайшие два-три года мы сможем получить результат, о котором будем говорить, что это сердце, готовое на какое-то время, месяцы, годы, заменить функции человеческого сердца».
Временной мерой к последующей пересадке донорского органа искусственные сердца будут не меньше полувека, считают ученые. Возможно, тогда и удастся заменить мышцу механизмом навсегда. А пока нужно чаще думать о своем здоровье.
Андрей Фёдоров, корреспондент: «Напоследок несколько интересных фактов. В день сердце вырабатывает энергии, которой хватит грузовику, чтобы проехать 40 километров. У людей, поющих в хоре, сердца бьются в унисон. Чтобы избежать его заболеваний нужно заниматься спортом, ну или хотя бы ходить побольше. Кстати, мне до ежедневной нормы в 10 000 шагов еще далеко. Андрей Федоров, следите за пульсом, своим и города».