ПАВЕЛ БОГДАНОВ,корреспондент: Он занимался тхэквондо, имел третий дан по карате, встречался с девушками. В общем, был совершенно обычным современным молодым человеком. Всё изменила встреча в Киеве с монахиней Ксенией. Она предсказала его судьбу: молиться за свой род и свой народ. Эта история перевернула всю его жизнь.
Он был пострижен в монашество, уехал в село Канда, где под его началом был возведён храм тринадцати ассирийских отцов. Серафима трудно встретить за пределами монастыря. Более двадцати лет он вообще не выезжал из Грузии. Но мечтал о возможности посетить Россию. И это не случайно. Ведь его отец из Томской области, куда он попал во времена сталинских репрессий, да и сам Серафим хоть и родился в Грузии, закончил среднюю школу в Тюмени, год прожил в Москве у своей тети. Так что его песнопения и о нашей стране тоже.
Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби),настоятель Старо-Кандского монастыря (Грузия): Это отрывки молитв, где я говорю: «Услышь, Господи, молитву мою. Внемли гласу моему». В этот момент я переживаю, потому что тут я стою перед вами пою, а сзади меня есть те проблемы, те мои действия, правильные или неправильные, за которые я прошу прощения.
Ещё в середине 2000-х о селе Канда почти не знали, а потому когда несколько лет назад Серафим сказал в шутку «ничего, придёт время, и о нас узнает весь мир», никто из его знакомых не принял это слова всерьёз. Но они оказались пророческими. 6 января 2013-го хор монастыря записал песнопение и исполнил его на Рождество Христово. А теперь на его выступления приезжают со всего мира.
Екатерина Смирнова,заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им Н.А. Римского-Корсакова: Он обладает удивительным музыкальным даром, замечательным голосом, владеет прекрасно концертным исполнительством с богатой агогикой, эмоциональной палитрой, с очень тонкими такими переливами в голосе, которые, видимо, берут свои истоки из традиций ближневосточного пения, из традиций грузинского пения.
Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби),настоятель Старо-Кандского монастыря (Грузия): Очень тяжело, когда ты выходишь на улицу и понимаешь, что вокруг тебя все знают. Приезжаешь в Россию, кто-то за спиной говорит: «Ой, а это не тот чувак, который на арамейском языке поёт». Ты это слышишь за спиной.
Он не знает нот, а потому все мелодии учит на слух. Причём поёт на арамейском языке, том самом, на котором говорил Христос. Воцерковлённые люди говорят, что выступления Серафима переформатировали их сознание, настроили на молитву, дали почувствовать, насколько близок Бог. Оказалось, что самую короткую дорогу к нему можно найти именно в пении. И в этом тоже великая сила искусства.