Множество вариантов одного и того же сюжета, очень популярного в России начала XVIII века. И очень любопытного. 

Начнем с того, что этот канонический сюжет иконописи в Библии не описан. Что дает прекрасную возможность для импровизаций без риска быть опровергнутым. Этим по сей день пользуются многие – от режиссеров фильмов до гидов туристических маршрутов в Иерусалиме. А во времена, когда искусство было преимущественно религиозным, и говорить нечего. 

Что же касается интереса в родном отечестве, то если вдуматься – «Христос в темнице» – очень русский, по сути, сюжет. В нем есть какая-то странная сдвоенность чувств, тоска русского человека по окончательной определенности судьбы. Конец сомненьям, пусть даже впереди ничего хорошего не ждет. Не очень удачное сравнение, но приблизительно о том же самом множество песен в жанре русский шансон. Такие смелые аналогии приходят в голову мне, атеисту. Своими размышлениями о выставке поделится Елена Боброва.

Образ Спасителя – жертвенный и смиренный – олицетворяет судьбу этих храмовых скульптур в России. Они возникли в бунташном XVII веке, ознаменовавшемся войнами, восстаниями и расколом русской православной церкви. И сразу попали в положение изгоев. Одни видели в них неискорененное язычество, другие — дурное влияние Запада.

СЕМЕН МИХАЙЛОВСКИЙ, куратор экспозиции:
«Эти фигуры деревянные долбленные и вырезанные они оказывались под запретом. Они сохранились в отдалении от столиц именно потому, что они были далеко».

Спасибо Луначарскому. Восхитившись пермскими скульптурами, нарком просвещения страны победившего атеизма перевел объекты религиозного культа в музейный статус и окончательно спас их от гибели. Не художественные особенности храмовых фигур покорили Луначарского (не все резчики были искусные мастера), а эта искренняя попытка приблизить евангельские события к себе.

СЕМЕН МИХАЙЛОВСКИЙ, куратор экспозиции:
«Все образы разные. В первый раз, когда я их увидел, меня поразили азиатские широкие скулы. Нам привычен образ Христа благостный, красивый. А здесь сохранились этнические черты. За душу берет».

Выставка в Манеже – это больше, чем просто демонстрация спасенных скульптур. Она пронизана символикой. 33 фигуры – по возрасту Христа. По числу апостолов – 12 камней. Серые полотна, словно стены темницы, на которые струится холодный лунный свет. Но чтобы попасть в этот мир, надо пройти через лес, у которого замер в тотальном одиночестве Иисус Христос, не сын бога, а просто человек.

АНТОН ГОРЛАНОВ, дизайнер экспозиции:
«Мы хотели, чтобы зрители попали на выставку через русский лес. Через русский север. Чтобы вошли в этот лес. Лес — это дерево, из которого сделана скульптура».

А кому-то почудится ассоциация с Данте, с его сакраментальным «земную жизнь пройдя до половины». И подспудно этот смысл тоже заложен в идею выставки, посвященной Спасителю.

НАДЕЖДА БЕЛЯЕВА, президент Пермской государственной художественной галереи:
«Весь экспозиционный строй направлен на то, чтобы вы чего-то почувствовали, вступили в диалог и хорошая точка поставлена в этой выставке — это единственное распятие, которое обрамляют наши пермские ангелы. Это то состояние, к которому он придет завтра. Он умрет. Что дальше будет? И ангелы, силы небесные уже здесь и эти смыслы, которые заложены в этой скульптуре важны. Понимая, что не все просто в мире, в своей личной жизни. Нужно суметь остаться человеком».