Продолжая разговор об абстрактном, можно расширить его пространства до всего Петербурга, самого умышленного на земле. Иосиф Бродский писал, что место нетипично плоское для русского города, столь широко и безоговорочно открытое морю – вызов национальной психике.
Здесь понятия открытого простора и свободы наглядны. Нет другого места в России, где бы воображение не отрывалось с такой легкостью от действительности – русская литература возникала с появлением Петербурга. Стихи Бродского, а также Пушкина, Тютчева, Некрасова, Блока, Ахматовой, Мандельштама прозвучат со сцены Театра Комиссаржевской в праздничные дни.
Премьера музыкального спектакля «Я вернулся в мой город» – посвящение Петербургу от коллектива театра, в котором создатели постарались вспомнить своих любимых поэтов и композиторов. «Уж древним всем он ныне равен стал, и обитать в нем всякому любезно». Слова Василия Тредиаковского, как графоманские вирши, но ведь написаны были в 1752 году. К словам и нотам посвящений великому городу прислушивалась Дарья Патрина.
Любить Петербург – звучит как будто тривиально. Будто нечто само собой разумеющееся. Зачем об этом кричать и зачем признаваться? В конце концов, это пошло, словно сообщать прохожим о том, что любишь родителей. И все же не стоит сдерживаться, когда эмоции переполняют.
Поэтическая строка Мандельштама – в названии. И первая определившая жанр юбилейная ода Петербургу – в начале. «Похвала Ижорской земле» Василия Тредиаковского, написанное к 50-летию Петербурга, теперь читается речитативом.
От пафоса к ностальгии, от романтики к щемящей тоске. Спектакль-признание не боится объема, вмещая в себя и разное восприятие города, и тонкое понимание его сложной истории.