Лучшим абстрактным заключением будет обращение к творчеству Казимира Малевича, одной своей работой поставившего жирную – хотя и квадратную – точку в истории фигуративной живописи. Во всяком случае, так казалось художнику-супрематисту и революционеру.
На этом, к слову, он сам точку ставить не собирался и требовал абсолютно не абстрактно, а физически уничтожить старое искусство и его рассадники – музеи – чтоб они не мешались под ногами нового. Ирония судьбы: сегодня Малевич сам в музеях, и абсолютно реалистические рисунки, портретирующие живых людей, составили значительную часть выставки «Неизвестный Малевич» в Михайловском замке. С какой стороны раскрывался художник перед зрителями – узнаем из нашего обзора.
«Малевич и вправду оказался неожиданным. Наброски, наброски, рисунки на клочках бумаги, письма, заметки, супрематизм, опять наброски».
«Кто думал, что он только квадрат нарисовал, для того видимо неожиданный. Для остальных – интересный, смелый, революционный».
«Я так в первом классе рисовал… Оказывается, что это всё был супрематизм».
«Сходите и посмотрите на Малевича как на художника-графика. А для тех, кто говорил: «Я могу так же как Малевич», – особенно рекомендую».
«Если вы не просто поклоняетесь модной сейчас иконе черного квадрата, а вас всерьез мучает мысль: «Как же, черт возьми, он это делал?», идите на выставку. Поймете, как он думал, а значит сможете так же».
Выставка продлится до 14 января.