Чем человек отличается от животных? Главное – способностью абстрактно мыслить. Абстрактно – значит отвлеченно от конкретики окружающего мира. Мы привыкли и даже не задумываемся о том, что абстрактно чуть ли не все вокруг нас. Слово «мы», число «семь», время, пространство. Верх и низ когда-то сами по себе было отвлеченной идеей, а сегодня мы понимаем, что где-нибудь на космическом корабле этих понятий не существует.
Конфигуративные пространства в математике и дополнительные измерения в теории струн демонстрируют вершины абстрактных представлений. Впрочем, искусство не отстает. Если, прочитав Евангелие от Фомы, кто-то попытается представить себе, что внешнее пространство мира вдруг стало его нутром, вместило небо и звезды, то ум зайдет за разум, если не воспринять это метафорически.
Итальянский художник Акилле Перилли много размышлял о пространствах, в сложных геометрических формах отражал внутренние борения души. Но сложным объяснениям предпочитал фантазию, которой предлагал руководствоваться зрителям. На выставке художника в Эрмитаже побывала Лана Конокотина.
Лана Конокотина,корреспондент: «По мнению Акилле Перилли, искусство ХХ века слишком сложное, перегружено объяснениями. Усложнять, конечно, можно до бесконечности. Но последнее слово всегда должно оставаться за человеческой фантазией. Именно она, по словам художника, отыщет тропы и подземные ходы, способные превзойти самый строгий формальный контроль».
Итальянский абстракционист – настоящий долгожитель в искусстве! Ему сейчас за 90. И творит он уже более 70 лет, начав карьеру еще в послевоенные годы. В 1947 молодые римские художники, в числе которых был и 20-летний Перилли, создали объединение «Форма 1». Единомышленники активно выставлялись, как и положено молодежи, отрицая все традиционное, консервативное, скучное. Будучи приверженцами марксистской идеологии, они пытались доказать всем и вся, что именно их чистое, формальное, абстрактное искусство идеально подходит для того, чтобы стать главным рупором марксизма, заменив надоевший реализм.
Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: «Мы находимся у самых ранних работ художника. С чего начал Перилли – с экспериментов на тему разных работ. Вот эта работа, можно представить, что это «Смех» Умберто Боччони. Такой ресторан, реакция на эту тему. Здесь что-то от Андре Дерена, от его пейзажей. Здесь – случайные цвета. Здесь мы можем думать про попытку уйти за центр картины, пустоту оставить в центре. Спокойно, медленно возникает попытка внести диссонанс в картину».
Попытка внести диссонанс в картину станет впоследствии магистральной линией зрелых творческих поисков художника. Почерпнув очень многое в наследии «отцов» мировой абстракции – Кандинского и Мондриана, – Акилле Перилли, тем не менее, постоянно упрекал мэтров в том, что они так и не сумели преодолеть «диктат центра картины», отказаться от «композиционного баланса», тем самым, особенно далеко не уйдя от эстетических норм Ренессанса или барокко. В работах же самого Перилли абстрактные структуры живут своей, только им понятной жизнью, стремясь то и дело вообще вырваться за пределы полотна.
Дмитрий Озерков,заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: «Как избежать центра? Как уйти от этой композиционной стянутости? И это начинает разрушать художник, растягивая центр, раздробляя плоскость. Его работы в Италии известны, но он продолжает экспериментировать, он не ушел в такую рыночную зацикленность. Живет своей жизнью с большим удовольствием. Он единственный 90-летний, оставшийся в живых, один из идеологов группы «Форма 1».
Светлана Адаксина,заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа: «Как известно, Эрмитаж – это энциклопедический музей. Поэтому мы показываем разные виды искусства. И разного времени. Мы открыли недавно грандиозную выставку Пьеро делла Франческа, одного из самых загадочных художников эпохи Возрождения. А сегодня мы открываем совершенно противоположную по смыслу и содержанию выставку современного художника».
Знакомить петербуржцев с эталонной итальянской классикой и многообразной современностью Эрмитаж будет и дальше. Италии ведь никогда много не бывает!