андрей яковлев,корреспондент:
Скульптура, живопись, психотерапия — где только не используют песок. Не так давно он стал важным элементом театральных постановок и шоу. А всё потому, что этот инструмент универсален. Сейчас мы узнаем, где и как создают песочную анимацию.

В руках этой девушки песок превращается в сказку. Катерина Барсукова с радостью пустила нас в свой творческий мир. В этой маленькой комнате за небольшим столом она создаёт живые картины.

КАТЕРИНА БАРСУКОВА,художник, песочный аниматор:
Если нам нужна какая-то засыпанная поверхность, то мы делаем вот такие движения. Или, например, какие-то вот такие — получается солнышко. Или рассыпать песок таким вот образом, как будто мы солим или перчим супчик. 

Рука легка и свободна. Технику Катя нарабатывала самостоятельно в течение восьми лет. Очень важно чувствовать материал, чтобы линии получались аккуратными — не слишком широкими или бесцветными.  Теперь рисунки появляются непринуждённо.

 — Рабочая площадь Екатерины — это не только этот стол. Есть ещё куча разных баночек. И не поверите — в них абсолютно разный песок. Да?

— Да, песок очень разный. Этот песок, кстати, с Финского залива. У меня есть ещё также песок с Кубы, который я привезла в этом году, я была на Кубе. И там потрясающий песочек.

Текстура материалов сильно отличается: один темнее, другой мельче. Искать песок приходится по всему свету — и всё ради того, чтобы довести картины до совершенства. Они не сохраняются, как обычные рисунки. Воссоздавать приходится снова и снова.

В этот момент Катерина работает по памяти, слушая музыку. Вступление к спектаклю с песочной анимацией «Пульчинелла» она знает наизусть — образы придумывала сама. Но запомнить, в какой момент и где должна появляться новая линия — очень сложно. Поэтому на выступлении перед ней эскизы, которые чем-то напоминают нотные партии.

КАТЕРИНА БАРСУКОВА,художник, песочный аниматор:
Когда я сделала эскизы карандашом, я делаю эскизы на песочном столе непосредственно уже песком. И фотографирую каждый кадр. Потом просматриваю общую концепцию. Я продумываю каждое изображение: одно, второе, и так далее — как они будут взаимодействовать между собой. 

Работа кропотливая. В часовом спектакле может смениться до 30-ти картин. На его создание уходит целый год. Катерину Барсукову называют «сэнд-артистом», то есть песочным артистом. Ведь на сцене она играет. А в некоторых спектаклях выступает и как режиссёр, и как создатель костюмов. Гастролей много. Ведь произведения художника песочной анимации хорошо знают и любят не только в Петербурге, но и в Европе.