Распилы на декорациях, хищения из бюджета и фейковые страницы по продажам билетов — сколько и как воруют на культуре? Репортаж Марии Евсюковой.
Около 100 миллиардов рублей каждый год государство выделяет на культуру. В том числе и Петербургу. И хищение этих денег из бюджета мало чем отличается в разных регионах России. Все схемы очень похожи, а где-то и вовсе одни.
2014 год. С помпой открывается Большой драматический театр. Капитальный ремонт — 6 миллиардов рублей. Прошло 4 года. На репетициях все чаще выключается свет, повторяется это уже и во время спектаклей. Оборудование из строя выходит из-за грунтовых вод в подвале, здание театра пошло трещинами, а стены атаковали плесень и грибок. Вот так большое драматическое искусство распилили коммерсанты.
300 миллионов рублей. Именно столько «Балтстрой» вывел из бюджета реставрации. Сегодня подрядчик фигурирует в десятках уголовных дел многомиллионных хищений. Причем, не только в Петербурге. Это и Москва, Калининград, Псков, Калуга. И везде подрядчик действовал по кальке. Завышал стоимость проекта и намеренно старил объекты, а по поддельным актам выводил сотни миллионов.
Не меньшие драматические страсти кипели и на новой сцене МДТ. Первый спектакль на ней поставили, еще не достроив. Все обыски и задержания по сценарию ФСБ.
Наталья Воскресенская, официальный представитель УФСБ России по Петербургу и Ленинградской области: «По полученной информации, указанными лицами было похищено и присвоено не менее 45 млн. рублей, выделенных из федерального бюджета».
А это еще одна схема вывода бюджетных средств. Проектированием Театра Европы занимались сразу несколько компаний. От них расходились еще цепочки подрядчиков. С несуществующими партиями стройматериалов то что-то происходило, то требовались дополнительные средства. За три года выше фундамента сцена так и не поднялась.
Впрочем, виновность бывшего депутата Заксобрания Светланы Нестеровой уже доказана. Из городского бюджета она вывела почти 5 миллионов рублей. Больше года женщина экономила на муниципальных праздниках. День России, 9 мая, Новый год.
Алексей Головин, адвокат: «Попросишь 50 по бумаге — 25 тебе, 25 мне. Да, 10 отдаем официально, а сорок делят в иных пропорциях, о которых договорятся. А фактически эта услуга обошлась им в 10 тысяч».
За долгие годы Нестерова наработала ни одну схему вывода средств из бюджета. Подделка подписей и документов, бесконечные цепочки подрядчиков и использование низкокачественных материалов.
Одно из самых громких дел о хищениях в культуре — скандал с режиссером «Гоголь-центра» Кириллом Серебрянниковым. Но в Петербурге оперативники тоже проверяют театры. В Театр музыкальной комедии экономическая полиция проверила сметы постановки «Граф Монте-Кристо». Не досчитались оперативники 17-ти миллионов рублей. По документам заместителю директора декорации к мюзиклу поставлял его тесть, он же подрядчик. А по факту их выполнили в мастерских театра. Коллеги по цеху из театра-фестиваля «Балтийский дом» говорят: «Масштабы следственных проверок могут не совсем соответствовать их театральной действительности».
Сергей Масляков, технический директор театра-фестиваль «Балтийский дом»: «Когда мне говорят, что этот ролик за 60, я им открываю сайт и говорю: он стоит 48, а не 60. Понимаете, это все проверяется. Вот фанера, а могло быть железо. Понимаете разницу?»
Эволюционировали и бывшие перекупщики билетов. Теперь они греют руки на искусстве не у входа в театр, а в интернете. Эти сайты-клоны не только опережают оригиналы по стоимости билетов, но и в поисковике. Набираем билеты в Мариинку. Фейковая страница первая в строчке. Выбираем билет на «Щелкунчика». Партер, первый ряд. 13 700 тысяч рублей. Проверим в кассе.
— Здравствуйте! Сколько стоит билет на «Щелкунчика» 9 декабря в первом ряду, партер?
— 10 тысяч рублей.
В телефонном разговоре мошенники-администраторы некультурную цену не отрицают.
— В номинале билеты стоят восемь тысяч, у нас 15. Мы не обманываем, мы зарабатываем деньги.
Все эти истории — уголовные дела людей искусства: реставраторов, проектировщиков, постановщиков и организаторов праздников. И все чаще обыски проходят именно в их кабинетах. Там, где, казалось бы, должно рождаться искусство, все чаще разрабатываются схемы, с помощью которых крадут деньги не только у государства, но и у своего зрителя.