У Леонида Шайдурова, ученика гимназии 622, сразу начались проблемы. Хотя цели он преследовал, казалось бы, благие: поменьше контрольных, полегче нагрузка, право на самовыражение и так далее. Евгения Альтфельд встретилась с активистом и изучила его программу подробнее.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Эта обычная школа в Озерках теперь известная не только на весь Петербург, но и на всю Россию как колыбель школьного профсоюзного движения. Которое ставит перед собой масштабные цели, достойные своих учителей. Правда, не нынешних. А тех, что вошли в мировую историю».
Модная одежда, наушники от плеера, внешне от обычного петербургского подростка Леонида Шайдурова отличает разве что ленинский значок. Основы марксизма-ленинизма он изучил в деталях — увидел в библиотеке книгу Ленина и начал читать. С первых слов понятно, молодой человек очень серьезно подкован.
Леонид Шайдуров, ученик 10 класса гимназии № 622: «Мы хотим добиться организации…»
— Леонид, давайте попроще. Очень сложно говорите
— Мы хотим осуществить план минимум поэтапно, а потом — план максимум. Выйти на региональный уровень и даже добиться смены системы образования.
О школьном профсоюзе стало известно из-за конфликта между учеником и директором 622 школы. Леонид и его товарищи устроили собрание на стадионе. Вот снимок той встречи. Администрация школы заподозрила акцию протеста. Потом были беседы с Леонидом, разбирательства с его мамой, которая, к слову, работает в той же школе педагогом-организатором и занимается профилактикой экстремизма. И правда, никаких экстремальных идей у ее сына — нет. Есть план минимум, который ячейка Леонида приняла единогласно. Все новое — хорошо забытое старое.
Пункт 1. В один учебный день не должно быть больше двух проверочных и контрольных.
Пункт 2. Не должно быть парных уроков. То есть двух уроков по одному предмету друг за другом.
Пункт 3. Устранение совета старост и замена на более действенную структуру (профсоюз).
Пункт 4. Соблюдение права ученика на самовыражение. Профсоюз не против школьной формы, но требует разрешить школьникам носить украшения и самим выбирать цвет волос и форму стрижки.
— У вас красные волосы? Я читала, что у вас красные волосы.
— Нет. Но я беспокоюсь за других. Об удовлетворении всех требований учеников.
История не нова, во все времена дети боролись с «угнетателями» от системы образования, как герои Республики Шкид — почти сто лет назад.
В помощь современным подросткам — совсем другой арсенал технологий. Страница в соцсетях — лучший портрет. Аватарка с персонажем итальянской сказки — Чиполино, борца за права друзей-овощей. В разделе музыка — революционные песни, в альбомах — портреты и цитаты вождей. Второй год Леонид работает редактором в «Пролетарской газете», подарил нам свежий выпуск.
На первой странице — история революционерки Конкордии Самойловой, курсистки бестужевских курсов. Но идею профсоюза Леонид почерпнул у американских студентов 70-х годов, которые, к примеру, отстояли бесплатную столовую. Но создание школьного профсоюза — прецедент, какого в мировой практике еще не было, говорит историк Борислав Богоявленский. Само же профсоюзное движение зародилось в Англии, в конце 19 века:
— С этих трейд-юнионов все начиналось, а потом подхватили и студенты, и работники других отраслей. И это особенно важно, тем более в России, где и президент говорит о развитии гражданского общества, так пусть развивается, будем приветствовать это.
На историю петербургского школьника обратили внимание в комитете образования, отметив, что всегда поддерживают созидательные инициативы. В Петербурге существует более тысячи всевозможных общественных объединений школьников. От совета старшеклассников до экологов. Новые объединения должны быть согласованы с администрацией школы. А пока Леонид Шайдуров с товарищами в оппозиции — ему предлагают вступить в диалог со своими легитимными сверстниками-активистами.
Андрей Богданцев, начальник сектора по развитию дополнительного образования Комитета по образованию: «Этот диалог, который давно назрел среди гимназистов, может пройти на одной из городских площадок».
По сути, школьный профсоюз хочет снижения нагрузки — на что жалуются и ученики, и их родители. Настоящего диалога школьной администрации и детей, права на самовыражение, не отрицая саму школьную форму. Но самое главное — поколение «миллениум» хочет быть услышанным, о чем уже всерьез говорят многие думающие взрослые.
Эти дети владеют сложными информационными технологиями лучше родителей. Они быстрые и эффективные, и могут в считанные часы донести свои идеи до мира. Дошкольник, который зарабатывает миллионы и содержит семью, уже реальность. Как шестилетний блогер, который, делая видео-обзоры игрушек, вошел в список Forbes. Их нельзя подчинять, с ними нужно договариваться и слышать, иначе будет настоящий социальный взрыв, страшнее любой революции.
Елена Меттус, руководитель психолого-педагогического медико-социального центра гимназии №56: «Ждать, что подростки будут ходить строем и вступать в те организации, которые мы предлагаем, наивно. Если давить, если относиться снисходительно, то подросток всегда будет агрессивен и будет бунтовать».
Любой психолог скажет, с подростками возможен только диалог, приказной тон и пренебрежение приведет к бунту. Тому самому, кровавому и беспощадному. А ведь речь идет о поколении, которому сейчас 16 лет. Скоро они станут взрослыми. И сами будут решать, что делать с городом и страной.