Мария Новикова-Охонская,корреспондент: «В Петрограде, в Петербурге,
В Ленинграде, на Неве,
В Колокольном переулке
Жили-были А, И, Б…».
Эти, похожие на детскую считалочку строки, начинают отнюдь не весёлое стихотворение «Чехарда с буквами» Александра Галича. Поэт, бард, драматург родился Екатеринославе, большую часть жизни провёл в Москве, умер в Париже. Впрочем, в его непростой судьбе особую роль сыграл и наш город.
Литературный дебют состоялся в газете «Пионерская правда». Стихотворение 14ти летнего автора вышло за подписью Александр Гинзбург. Позже поэтом из начальных букв своей фамилии, имени, отчества будет составлен псевдоним – Галич. В 41-м из-за выявленного порока сердца воевать Галича не пустили, так он стал участником фронтового театра — выступал на сцене, играл на гитаре, писал песни и пьесы, что и определило весь его дальнейший жизненный путь.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: Настоящий большой успех, зрительское признание находят Галича-драматурга именно в городе на Неве. В 1948 на сцене Ленинградского государственного театра комедии с аншлагом идут премьерные показы пьесы «Вас вызывает Таймыр».
В 54-м Александра Галич продует себя в кинодраматургии. Дебютный фильм «Верные друзья» становится одним из лидеров проката того года.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: В 60-е на Ленфильме по сценариям Галича снимается Советско-французская мелодрама «Третья молодость» и отечественный детектив «Государственный преступник», за работу над этой картиной автор был удостоен грамоты КГБ СССР, которая стала единственной официальной наградой поэта.
И в своём драматургическом, и бардовском творчестве он работал практически с любыми жанрами и любыми темами. Запретных, неудобных для Галича не было, а вот для государства — были. Потому неудобный, неугодный и не умолкающий, а к тому же популярный автор в 70-е сталкивается с откровенной травлей. Как итог — запрет на концертную деятельность и публикацию, исключение из Союза писателей и кинематографистов, три инфаркта, бедность, эмиграция в 74-м и смерть от несчастного случая в 77-м. В Перестройку снимают запрет на книги Александра Галича, песни издают на кассетах и пластинках большими тиражами, возвращают членство в творческих Союзах. Доброе имя — восстановлено — как и российское гражданство. Посмертно, в 93-м.
Я кораблик клеила
Из цветной бумаги,
Из коры и клевера,
С клевером на флаге.
Он зеленый, розовый,
Он в смолистых каплях,
Клеверный, березовый,
Славный мой кораблик, славный мой кораблик.
А когда забулькают ручейки весенние,
Дальнею дорогою, синевой морской,
Поплывет кораблик мой к острову Спасения,
Где ни войн, ни выстрелов, – солнце и покой.
Я кораблик ладила,
Пела, словно зяблик,
Зря я время тратила
Сгинул мой кораблик.
Не в грозовом отблеске,
В буре, урагане –
Попросту при обыске
Смяли сапогами…
Смяли сапогами…
Но когда забулькают ручейки весенние,
В облаках приветственно протрубит журавлик,
К солнечному берегу, к острову Спасения
Чей-то обязательно доплывет кораблик!