Мышьяк и фенол вместо воды. Такой диагноз экологи поставили реке Новая. Долгое время ее отравляют промышленные предприятия, и это может привести к весьма серьезным последствиям. Уже сейчас берег Новой предпочитают обходить стороной.
Местные жители нашли в водоеме больше десятка мертвых уток. Ну и тут возникает абсолютно логичный вопрос: а не опасны ли химические элементы, которые содержатся в составе воды, для людей? Корреспондент Мария Марченко оценила масштаб катастрофы.
МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент: «Река Новая в Кировском районе терпит настоящее экологическое бедствие. Сначала погибла рыба, сейчас умирают водоплавающие птицы. Экологи, которые взяли пробы воды на анализ, выяснили, что в ней содержаться фенол, мышьяк и другие ядовитые вещества».
Все лето жители микрорайона Славянка находили мертвых уток десятками. А сама река на их глазах то становилась красной, то зарастала странными водорослями. Запахи при этом были такие, что даже в жару люди держали окна закрытыми.
ИРИНА КАЛАШНИКОВА,жительница дома 58 по проспекту Маршала Жукова: «Я с утра гуляю с собакой, приехала даже служба и вылавливала уток. Лично я видела семь штук. Здесь лежали прямо. Жуткое зрелище».
Сначала за жизнь пернатых пытались бороться, даже ставили капельницы. Потом поняли: все бесполезно. Кряквы умирали через восемь часов после того, как прилетали на реку с других водоемов. Для привлечения внимания мертвых уток подбросили на порог приемной депутата Законодательного собрания Сергея Никешина. Тот отправил тушки на экспертизу в лабораторию.
АЛЕКСАНДРА ЩИПКОВА,жительница дома № 18 по улице Генерала Симоняка: «Когда была проведена экспертиза, вскрытие уток, она показала, что поражение происходит внутренних тканей сердца и печени птиц».
Это признаки отравления, говорят сотрудники университета ИТМО. Они исследовали пробы воды по десяткам показателей, изучили также ил, донные отложения, водоросли. Вердикт неутешительный. Содержание фенола — ядовитого вещества — превышено в пятьдесят раз, аммония в три раза, алюминия в два. В иле обнаружены свинец и мышьяк.
НАТАЛЬЯ ДИНКЕЛАКЕР,заведующая лабораторией университета ИТМО: «Безусловно, это отравление. Но вопрос скорее, что откуда берется. Скорее всего, утки едят траву из бактериальных матов и поднимают ил. Это по схеме мышьякового отравления. По схеме фенольного отравления это может происходить и через воду».
Не исключено также, что уток отравили специально так называемые дакхантеры. Теорию о том, что птицы погибли из-за сине-зеленых водорослей в ИТМО опровергли. Утки продолжают умирать и в середине октября, когда водоросли не цветут. Ущерб, нанесенный экосистеме, департамент Росприроднадзора по Северо-Западу уже оценил в сто миллионов рублей. Иск готовятся предъявить компании «Воздушные ворота северной столицы», являющейся концессионером аэропорта «Пулково». Хотя сточные воды в реку Новая сливают и другие предприятия.
ГУЛЬНАРА ГУДУЛОВА,пресс-секретарь департамента Росприроднадзора по СЗФО: «Доказать, что именно от сбросов «Пулково» погибли те же утки или содержание мышьяка, которого есть превышение, я не скажу, например, потому что мы в сбросах «Пулково» не выявили мышьяка. Кто сбрасывает? Это вопрос».
Вопрос, на который несмотря на многочисленные исследования до сих пор нет ответа. Между тем руководство «Пулково» проблему признает. Аэропорт действительно сбрасывает сточные воды в реку Новая, но вряд ли именно это привело к массовой гибели птиц, уверяют в компании.
НАТАЛЬЯ БРАГИНА,директор по правовым вопросам аэропорта «Пулково»: «Никакой связи между использованными нами веществами, разрешенными Росавиацией, и гибелью птиц нет».
Ситуацию усугубляет то, что река давно не проточная. Есть места, где вода застаивается, там гниет мусор.
Чтобы возродить экосистему, почистить реку от донных отложений мало. Нужна комплексная реконструкция, чтобы водоем мог самовосстановиться. А пока мертвая вода опасна для всего живого.