Пульмонологи Первого меда провели уникальную операцию по пересадке лёгких. За жизнь пациентки боролись 25 врачей. Сейчас 46-летняя Анна чувствует себя прекрасно и уже занимается на велотренажёре. К слову, в трансплантологии самой сложной считается операция именно по пересадке лёгких. Впервые такое вмешательство выполнили успешно и без помощи иностранных коллег. Для петербургской медицины это настоящий прорыв, говорят специалисты. Татьяна Баженова объяснит почему.
Дышать полной грудью и чувствовать палитру запахов Анна Прелова училась заново. Вернее, привыкала к новому органу в своем теле. В феврале этого года женщине провели трансплантацию обоих легких. А еще в 2017-м её жизнь была похожа на кошмар. Диагноз гистиоцитоз — это когда в легких формируется рубцовая ткань — практически перечеркнул все надежды на будущее. Работать, заниматься хозяйством, да просто ходить без сильнейшей одышки она не могла.
АННА ПРЕЛОВА, пациентка: «До операции я себя чувствовала очень плохо, я задыхалась, практически не могла вести нормальный образ жизни. Организм отреагировал благодарно. Все системы, сердечная мышца. У меня сейчас все показатели, как у здорового человека».
Подходящий донорский орган медики и пациент ждали около полугода. На операционном столе Анна провела девять часов. Чудо совершили врачи Первого меда.
ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,корреспондент: «Трансплантацию легких ранее в Петербурге проводили всего четыре раза. Успешной была лишь одна операция. Ее провел хирург из Франции. В этот раз бригада врачей полностью состояла из российских специалистов».
Пересадку легких называют самой сложной операцией в трансплантологии. Хирургам нужно провести несколько десятков манипуляций с органом. Рисков множество. Самые фатальные — пациент может не выдержать самой операции. Или же в организме может начаться отторжение. К счастью, в случае Анны вмешательство прошло без осложнений.
АНДРЕЙ АКОПОВ,руководитель отдела торакальной хирургии НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ им. Павлова: «Оба легких для пациентки новые. Привыкать к этому новому состоянию быстро не получилось. Но нам удалось достаточно быстро ее активизировать. Через сутки пациентка могла сидеть, еще через сутки — стоять у кровати. Через неделю она стала заниматься на велотренажере».
Полное восстановление организма после трансплантации занимает полтора года. Анну Прелову уже через месяц выписали домой. Тем не менее она находится под пристальным наблюдением медиков. Как говорят врачи, после реабилитации пациенты могут позволить себе даже внушительную спортивную нагрузку.
АРИНА ЗИНЧЕНКО,врач-пульмонолог НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ им. Павлова: «Можно бежать марафон. Московские ребята — яркий тому пример. Одна из пациенток участвует во всевозможных марафонах в России и Европе. Есть специальные игры для пациентов после пересадки».
О марафонах пациентке, провизору по профессии, пока задумываться рано. А вот ежедневные прогулки для нее уже стали нормой.
АННА ПРЕЛОВА, пациентка: «Бегать и прыгать я стараюсь пока особо не злоупотреблять. Но хожу я помногу. Орган все-таки чужеродный, мне с ним надо подружиться. Стараюсь побольше ходить, чтобы его развивать. Мне поставили задачу проходить 10 тысяч шагов в день».
Норму Анне удается даже превысить — проходит больше 12 тысяч. Реабилитация длится больше полугода. О выходе на работу пока не задумывается — готова приступить к ней только после полного восстановления.
ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,корреспондент: «На данный момент подобной операции ожидают порядка 20 пациентов. Учитывая удачный опыт, медики утверждают — таких вмешательств может стать гораздо больше».