Лет десять назад американский виртуоз классической скрипки Джошуа Белл сыграл маленький, меньше часа, концерт. 

На превосходном инструменте в отличной, как он сказал, акустике, на одной из станций метро в Вашингтоне. Так вот, его никто не слушал, на бегу бросили несколько долларовых бумажек и все. 

«Вашингтон пост» разразилась передовицей «Искусство без рамы», дескать, абсурд очевиден, хотя нашлись и защитники, говорившие, как там у Саши Черного: «И лучшего вина в ночном сосуде не станут пить порядочные люди». В продолжение дискуссии о таких вот «порядочных» представлениях об искусстве — спектакль, прошедший в рамках фестиваля «Точка доступа». 

Героини «Трехгоршковой оперы» исполняют классические партии в самом средоточии ночных сосудов. В кабинках настоящего гостиничного туалета. Вместе с певицами дамскую комнату посетила Дарья Патрина.

Каждая уборная звучит по-своему. Исполнительницы «Трехгоршковой оперы» знают это совершенно точно – за полтора года, пока существует спектакль, они изучили акустические особенности многих дамских комнат и в самой Австралии, и в Европе. В Сиднее этот спектакль показывают в дамском туалете в Здании Королевы Виктории. В Петербурге выбрали дорогой отель вдалеке от исторического центра. 

Звук зависит от размеров и конфигурации помещения, качества плитки или наличия ковров. И он неизменно хорош,  обволакивая каждого зрителя – свидетеля женских драм.

Салли Алрич-Смит, актриса:
«Я обожаю петь в туалетах. Для меня этот проект – что-то особенное».
Томас де Анджелис, драматург:
«Иногда мы шутим, что написали оперную «Мама миа» — взяли хорошо известные песни и сложили из них новую историю».

Три незнакомки сталкиваются в общественном туалете. Укрытые от посторонних глаз и внешних влияний. Каждая рассказывает свою историю, и вместе они находят решения для сложившихся ситуаций. Ни одного диалога – только 10 арий из золотого оперного фонда. Пуччини, Бизе, Моцарт – не изменив в классических партиях ни слова, ни ноты, создателям «Трехгоршковой» удается перевернуть с ног на голову представления о  женских ролях в опере.

Томас де Анджелис, драматург:
«Классическая опера предлагает женщинам странный выбор – покончить с собой, умереть в страданиях, быть убитыми или спасенными мужчиной. Мы против такого подхода. Нам важно, что женщины сами решают свои проблемы и контролируют свои жизни. Вот почему действие помещено в дамскую комнату – это пространство, закрытое для мужчин».
Салли Алрич-Смит, актриса:
«Моя героиня – роковая красотка. Когда она появляется в пространстве оперы, она растеряна и печальна. В классическом варианте – ее спасал бы мужчина. Здесь моей героине помогают ее новые подруги. Образец женской дружбы».

Опустившись с театральных подмостков высокий оперный жанр, пожалуй, еще никогда не был так близок к зрителю. Магия места – за действием как будто подсматриваешь. Для зрителей-мужчин здесь вообще многое может стать откровением. Включая современные идеи феминизма, преподнесенные легко, остроумно и обаятельно.